Власть - это способность оказывать влияние на поведение людей. Использование власти в процессе управления по отношению к индивидууму, группе и организации в целом, подразумевает, что:
- власть - это потенциал в распоряжении ее пользователя, т.е. она существует постоянно, а не только тогда, когда применяется,
- между пользователем власти и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость,
- тот, по отношению к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Концепция власти строится на взаимодействии сотрудников и групп в организации. Власть пронизывает все проявления жизнедеятельности организации, поддерживает ее структуру. У сотрудника власть может появиться в силу занимаемой должности или от личного воздействия, а также от их комбинации. Власть по должности не определяется самой должностью, а делегируется должностному лицу теми, кому оно подотчетно. Объем такой власти зависит от уровня доверия, которое должностное лицо может получить от вышестоящего руководителя. Делегированная сверху власть может быть в любое время отозвана, поэтому нет прямой зависимости между уровнем должности и объемом властных полномочий.
В отличие от власти по должности личная власть - это степень уважительного и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Такой тип власти основан на близости целей и делегируется снизу, от подчиненных. Она может быть отобрана подчиненными, как реакция на неправильные действия. Наиболее благоприятной ситуацией является сосредоточение в одних руках личной власти и власти по должности.
Организационные основы власти по должности составляют ее источники: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.
131
Современная практика управления практически исключает принятие решения одним человеком. В подготовке решения принимают участие различного рода специалисты и эксперты, поэтому степень использования принятия решений как источника власти зависит от возможностей должностного лица влиять на конкретные решения на всем протяжении процесса их принятия.
Власть вознаграждения проявляется в том, что в зависимости от ожидаемого уровня компенсации трудовых усилий в форме благодарности, премии, продвижения, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает определенную степень усердия в исполнении приказов и распоряжений руководства.
Принуждение как источник власти определяет способность руководителя влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности и т.п. В основе восприятия этого источника власти лежит страх быть наказанным за невыполнение распоряжения.
Для своего функционирования организация должна располагать различного рода ресурсами, регулирование доступности которых образуют источник власти. При объективной ограниченности ресурсов разделение структуры организации на уровни позволяет высшему уровню руководства контролировать ограниченные ресурсы, укрепляя право на власть.
Власть связей строится на способности должностного лица воздействовать на подчиненных через воспринятую ими равнозначность данного лица с влиятельными людьми в организации или за ее пределами. При этом реального уровня равнозначности может не существовать, однако воспринятая подчиненными власть связей добавляет должностному лицу влиятельности в общении с другими людьми.
К группе источников, составляющих основу личной власти, относятся: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации.
Экспертная власть не связана с определенной должностью, а определяет способность человека влиять на поведение других людей исходя из своего более высокого уровня подготовки, образования, опыта и таланта, умения и навыков, а также наличия специализированных знаний.
Власть примера связана со способностью влиять на подчиненных благодаря личной привлекательности, основанной на личностных качествах и стиле руководства.
Право на власть разделяет руководителей одного уровня по способности использования властных полномочий.
132
Власть информации основана на возможности доступа к нужной и важной информации и умения использовать ее для влияния на подчиненных, так как позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения.
Суть использования властных полномочий в управлении персоналом заключается в единстве групповой организации и единоначалия. Властная вертикаль единоначалия (управления сверху) всегда дополняется самоуправлением снизу, что позволяет трудовому коллективу функционировать даже при временном отсутствии своего руководителя. Предметом труда руководителя является совокупность организационных, управленческих и межличностных отношений в процессе управления. Исходя из того, на каких принципах построены отношения руководителя и подчиненных, формируется стиль руководства, как важный элемент деловой культуры организации.
Условно можно выделить пять стилей руководства (рис. 2.1):
- либеральный,
- демократический,
- организаторский,
- авторитарный,
- компромиссный.
Рис. 2.1. Стили руководства персоналом
133
Либеральный руководитель придерживается позиции полного невмешательства в ход событий, отстраняется от решения как производственных, так и социальных проблем, полагаясь на самоорганизацию трудового коллектива и самостоятельность своих заместителей.
Руководитель демократического стиля стремится к максимальному учету интересов и потребностей сотрудников в ущерб достижению производственных результатов.
Организаторский стиль руководства является наиболее эффективным и максимально ориентирован на одновременный учет нужд производства и интересов сотрудников.
Для авторитарного стиля характерна ориентация на результаты предмета деятельности организации и выполнения функций подразделений при полном игнорировании интересов трудового коллектива.
Руководитель компромиссного стиля ориентирован на сохранение сложившегося порядка и системы управления, одинаково мало заботится о максимальном использовании производственного и творческого потенциала сотрудников, занят манипулированием факторов производства и человеческих отношений в коллективе.
134