ВВЕДЕНИЕ
Меньше читайте, меньше учитесь, больше думайте. Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется узнать
Лев Толстой, "Круг чтения"
Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, прежде всего в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность - это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием - целями, задачами и ценностями совместной деятельности.
Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Термин "управление" обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение "управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем"1.
Из приведенного определения следует, что понятия "управление" и "руководство" хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить - это значит
7
озаботить других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление - воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять - это значит озаботить себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может представлять собой как субъект, так и объект управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий "менеджер" и "руководитель". В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры - реализацией товара и т.п. Руководитель - это должностное лицо, которое отвечает за профессиональные достижения персонала, осуществляет организацию и координацию усилий сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.
Современные формы координации разнообразны и разноплановы, но главенствующими являются процессы межличностных контактов, т.е. взаимных коммуникаций. Коммуникативные процессы в управлении организацией обеспечивают ее целостность и общность функционирования, система коммуникативных обменов пронизывает все уровни управления, полностью охватывая каждую горизонтальную плоскость. Организация коммуникаций является уникальным специфическим видом деятельности руководителя, который во многом отражает его профессиональную компетентность. Современная практика управления свидетельствует, что до 80% управленческих решений принимается руководителем в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, отдельных коммуникативных мероприятий (бесед, деловых совещаний, переговоров и т.п.), торгов и презентаций.
Существование организации как упорядоченной структуры связей заранее подразумевает необходимость взаимодействия различных (формальных или неформальных) социальных групп, в том числе с окружающей внешней средой. Общение как основу социальной психологии организационного поведения можно рассматривать как:
- вид самостоятельной человеческой деятельности;
- составную часть иной деятельности в качестве ее структурного элемента;
- одну из форм взаимодействия.
8
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов, каждый из которых определяется:
- инициатором общения;
- партнером, которому адресована инициатива;
- нормами, по которым организуется общение;
- целями, которые преследуют участники общения;
- ситуацией, в которой осуществляется взаимодействие. Взаимодействие социальных субъектов определяют следующие особенности:
- равенство их психологических позиций независимо от социального статуса;
- равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
- психологическая поддержка друг друга.
Современное деловое сообщество испытывает острую потребность в людях, умеющих ладить друг с другом, предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми и вызывать в них энтузиазм, энергию, стремление к созиданию. Искусство обращаться с людьми и руководить ими - это и результат специальной профессиональной подготовки, и товар, пользующийся повышенным спросом и высоко оцениваемый на рынке профессиональных услуг. Успехи длительного периода развития экономики ведущих промышленно развитых стран свидетельствует, что в центре концепции управления организацией должен находиться человек как высшая ценность любой организации. Закономерным в этом случае звучит миссия японского концерна телевизионной техники, гласящая, что "Мацусита-дэнки" - это место, где создаются люди. Мы также создаем и электронное оборудование.
Управление организацией сегодня - это сумма знаний, необходимых не только руководителю или специалисту из числа управленческого персонала, но и любому сотруднику, стремящемуся добиться успеха в своей профессиональной деятельности. В современной деловой практике соседствуют две основные системы управления: корпоративная, формализованная, построенная по "жесткому" алгоритму иерархического подчинения, и индивидуалистская, неформальная, поощряющая творчество и внутреннюю свободу. Несомненно, что свободу в организационном взаимодействии необходимо рассматривать только как осознанную необходимость, а формальная структура (но не система управления) должна обеспечивать сбалансированное сочетание принципов коллегиальности и единоначалия в управлении, не допускать внутриорганизационного хаоса.
Как и на ранних стадиях развития цивилизации до настоящего времени многие виды трудовой деятельности практически в любой сфере человеческих
9
отношений не создают чего-то радостного и светлого, несмотря на все попытки облегчения такого труда. Труд всегда был и по сей день остается связанным с определенным отношением к нему со стороны человека лишь через удовлетворение его потребностей. Потребность - это нужда в чем-либо объективно необходимом для возобновления жизнедеятельности и развития личности или социальной группы. Для удовлетворения потребностей большое значение имеют стимулы, которые побуждают к действию и являются причинами определенного поведения человека. Процесс использования различных стимулов в управлении социальным поведением человека называют стимулированием. Он является одним из важнейших средств, с помощью которого осуществляют мотивирование человека к определенным действиям.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью осуществления им определенных действий путем пробуждения в нем тех или иных мотивов (стимулов). Простота и прагматизм первоначальных концепций мотивации обеспечили им долгую жизнь в течение многих веков. Несомненно, что с годами они видоизменялись, но не настолько, чтобы учитывать современный уровень развития персонала и необходимость их дифференцированного применения. Одним из древнейших, но наиболее живучих оказался метод "кнута и пряника", известный еще из народных сказок: выполнишь качественно заданную работу - получишь "должность королевского зятя" и кучу добра в придачу (пряник), а при отсутствии положительного результата труда - голову с плеч долой (кнут). Модифицированный Фредериком Тейлором в начале XX столетия, этот метод остается наиболее актуальным в среде большинства российских предпринимателей.
Современная психология выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю мотивацию связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои способности, умения и навыки. Внешняя мотивация обусловлена воздействием на человека внешних факторов, связанных с условиями оплаты труда, социальными гарантиями занятости, возможностями служебного продвижения и т.п. Внешние факторы оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Практика преуспевающих фирм свидетельствует, что управленческий опыт, созданный и сформированный в прошедший период, не только малоэффективен, но и тормозит их развитие. Жесткий алгоритм управления обречен, а на его смену приходит гибкое руководство, умело сочетающее использование всей системы факторов, которые одновременно влияют как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию персонала.
10
Руководство - это всегда власть, реальное возвышение над другими людьми, в чем и заключается его притягательная сила как для личности, незаурядной по природным данным и благородству намерений, так и для "недоброкачественных" натур. Для первой категории руководителей управленческая деятельность представляет собой деловую сферу своей личностной самореализации, эффективный фактор проявления своей общественной полезности. Для второй - обладание властными полномочиями не более чем счастливая возможность покомандовать людьми и, как правило, компенсация неудовлетворенного тщеславия.
Эффективное функционирование любой организации зависит от правильного распределения властных полномочий в организационной структуре. Объем властных полномочий руководителя определяется его должностными правами и обязанностями, которые должны обеспечивать реальность выполнения профессиональных функций руководителя.
Власть и властные отношения в организации тесно связаны с лидерством - способностью эффективно использовать все имеющиеся источники власти для достижения целей социальной группы или организации в целом. В социально-экономических системах, примером которых является хозяйственный субъект - организация, властные отношения не ограничиваются отношениями формального руководства и подчинения, а выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек в социальной группе в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Он обладает возможностью влиять на свое социальное окружение не только через систему формальных властных отношений, но и через свои личностные качества: компетентность, профессиональную подготовку, жизненный опыт и т.п.
Формальное лидерство закрепляют организационные источники власти, которые могут, но не всегда, подкрепляться личностными. Принцип единоначалия в руководстве совместной деятельностью всегда неразрывно связан с процессами групповой самоорганизации. Каждый трудовой коллектив обладает своеобразной структурой неформальных межличностных взаимоотношений, и установленные в формальных организационных структурах нормативные властные отношения дополняются (или вытесняются) сложными социально-психологическими взаимозависимостями. С формальным руководством в малых социальных группах соседствует, а зачастую превалирует, неформальное лидерство. С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к установлению и поддержанию эталонов приемлемого группового поведения и мотивации поведения каждого члена группы следовать ее правилам. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности
11
и внутригруппового контроля делает коллектив в социально -психологическом плане эффективным средством воспитания.
Таким образом с руководством связаны административные функции единоначалия, а с лидерством - психологическое влияние авторитетного лица в группе. Наибольшей эффективности руководства соответствует признание в группе личностных лидерских качеств руководителя, подкрепленное формальными организационными источниками власти по должности.
Успех руководителя в управлении во многом зависит от того, насколько он склонен делиться властными полномочиями с другими, что находит отражение в избранном им стиле руководства. В зависимости от степени внимания к производственным и социальным проблемам персонала различают: либеральный, демократический, организаторский, автократический и компромиссный стили руководства. В предрасположенности к какому-то из перечисленных стилей явно просматриваются менталитет и характер руководителя, его управленческий опыт, реальные условия функционирования возглавляемого им хозяйственного субъекта.
Общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты - это важнейший фактор, влияющий на форму, функции и структуру управления. В определениях менталитета - "совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации"1, "своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах"2, "определенное социально - психологическое состояние субъекта - нации, народности, народа и его граждан, - запечатлевшее в себе (не в "памяти народной", а в его подсознаний) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета"3, прослеживается не только психологическая, но и социально-психологическая природа менталитета. Проявление биопсихологической программы поведения людей оказывает существенное влияние на управление. "Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет
12
и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно к его ментальности"1. Отсюда следует, что управление - это форма проявления внутренних глубинных социально-психологических программ, заложенных в человеке, а менталитет - это всеобщая основа поведенческого менеджмента.
Наличие соответствия между менеджментом и менталитетом не отрицает противоречий между ними. Закон соответствия менеджмента менталитету гласит, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера соответствуют адекватные формы, виды и системы менеджмента. Мировая практика управления выделяет как ярко выраженные специфические американскую, западно - европейскую и японскую модели менеджмента. Российской ментальности свойственно противоречивое двойственное проявление одновременно принципов коллективизма и индивидуализма, что ставит ее в промежуточное положение между крайними точками американского индивидуализма и японской психологии группизма. В российской практике в одном трудовом коллективе соседствуют догматизм и стремление к новому, аскетизм и мотовство, воинствующий атеизм и огромная набожность. Российский рыночный менеджмент находится в стадии становления, но основными тенденциями развития российской ментальности следует считать движение в сторону развивающегося индивидуализма, углубленную ориентацию на личность, учет индивидуального вклада в совместную деятельность с соответствующим индивидуальным вознаграждением.
Управленческая деятельность, как никакая другая, способствует тем, кто ей занимается профессионально, воплощению в жизнь своих амбиций и намерений. Эта деятельность присуща неординарным личностям, которые обладают наибольшими способностями и волей к самореализации. Это объясняет тот факт, что, несмотря на постоянно возрастающую профессиональную востребованность управленческого персонала, существует ярко выраженный дефицит истинно талантливых руководителей. Способности к управленческой деятельности проявляются в физических, душевных, интеллектуальных и волевых качествах человека. Руководитель должен обладать хорошими физическими данными и поддерживать их на определенном уровне. Душевность руководителя - это способность сострадать и сопереживать, прислушиваться к голосу совести.
13
Интеллектуальные данные, как огромный природный потенциал, проявляются в мышлении, памяти и воображении. Волевой потенциал воплощается в способности взять на себя ответственность за возложенные властные полномочия.
Информационной базой, способствующей развитию душевных и интеллектуальных качеств, является культурная образованность, как основа антропологических знаний. По утверждению Н.Г. Чернышевского человек действительно образован, если обладает тремя качествами: обширными знаниями, привычкой мыслить и благородными чувствами. Антропологические знания строятся на системе гуманитарных, естественнонаучных, политико-экономических, художественных и иных представлений, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и развивающегося феномена в разнообразных социальных формах жизнедеятельности и взаимодействии с природной средой. Подготовленность руководителя к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний определяет его человековедческую компетентность. Она ориентирована на умственное и нравственное совершенство руководителя, на воспитание открытого уважительного отношения к персоналу. По мнению М.И. Туган-Барановского социальным идеалом истинно цивилизованного общества является такое его состояние, при котором ничья личность не приносилась бы в жертву интересам других, при котором все интересы были бы гармонично примирены и все были бы одинаково свободны. Именно на таких позициях должна строиться профессиональная логика управленческой деятельности.
В предлагаемом читателю учебном пособии рассматриваются три основных аспекта управления персоналом организации в процессе совместной профессиональной деятельности: формирование рациональной коммуникативной сети, заполнение сети участниками взаимодействий и обеспечение эффективности делового общения. Пособие предназначено для студентов инженерно-экономических специальностей высших учебных заведений по направлению "Менеджмент", а также может быть полезным широкому кругу участников коммуникативных процессов в организациях - как руководителям, так и подчиненным.
14
1
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. Пер. с нем. - М.: Экономика, 1990.
1
Политология. Энциклопедический словарь. / Сост. Аверьянов Ю.И. М.; 1993, С. 174.
2
Российская ментальность //Вопросы философии. 1994, № 1, С. 25.
3
Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет России и евроазиатство. //СОЦИо. 1996, № 5, С. 92.
1
Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999, № 3, С. 13.