Организация ожидает от каждого конкретного сотрудника, что он будет выполнять в ней определенную служебную роль. Сформулировать предпосылки относительно роли, с одной стороны, учитывающие цели, задачи и структуру организации, и, с другой, отвечающие мотивам и ожиданиям сотрудника, весьма сложная задача. Ясность роли означает, что сотруднику известно и понятно не только, содержание его роли (содержание работы и способы ее выполнения), но и его место в деятельности трудового коллектива, связь его работы с целями и задачами организации. Приемлемость роли свидетельствует, о том что сотрудник готов выполнять ее сознательно, и это будет приносить ему определенное удовлетворение и обеспечит положительный результат, который должен быть четко обозначен до начала профессиональной деятельности и не обязательно должен носить материальный характер.
В то же время в любом трудовом коллективе формируется неформальная социальная ролевая структура. Такая ролевая структура определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными сотрудниками и является важным инструментом в системе управления персоналом. Для сотрудников, которым присущи активная позиция в разрешении проблемных ситуаций, поиск альтернативных решений и нетрадиционность мышления, свойственны творческие роли энтузиастов, изобретателей, организаторов. Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия сотрудников в обмене информацией в процессе выработки и принятия решений. Типовые модели поведения людей на работе, отдыхе, в бытовых условиях, в конфликтных ситуациях лежат в основе поведенческих ролей. Каждый сотрудник в равной степени характеризуется совокупностью перечисленных ролевых характеристик, одна из которых является превалирующей и определяет неформальную ролевую функцию человека в коллективе.
52
Типичными творческими ролями в коллективе являются: эрудит, генератор идей, организатор, исполнитель, критик. В числе коммуникационных ролей выделяют: лидера, связного, координатора, проводника. Поведенческие роли во многом определяются личностными портретами сотрудников и разделяются на: оптимиста, нигилиста, конформиста, догматика, комментатора, кляузника.
Учет доминирующей роли сотрудника в неформальной ролевой структуре при определении его служебной роли в трудовом коллективе позволяет во многом избежать возникновения ролевых конфликтов, хотя и не исключает их по иным причинам. Ролевые конфликты достаточно распространены во многих организациях и их влияние на эффективность производственной деятельности не всегда отрицательное. Зачастую возникающие ролевые конфликты связаны с ролевой перегрузкой сотрудника; противоречивостью задач, возникающей при выполнении сотрудником нескольких служебных ролей одновременно; противоречиями в личных ценностях индивида и характере выполняемой роли и т.п. Возникающие ролевые конфликты должны быть разрешены путем изменения содержания и способа осуществления роли, служебной перестановки, профессионального и духовного развития личности.
53