Основу финансового управления составляет финансовое планирование.
Его главными объектами являются формирование, регулирование состава и структуры и распределения финансовых ресурсов.
Принципами финансового планирования являются:
- выбор направлений вложения средств, обеспечивающих предельно высокую рентабельность;
- учет срока окупаемости;
- использование наиболее экономичных способов финансирования долгосрочных затрат;
- обеспечение сбалансированности рисков, учет инфляционных процессов.
Финансовое планирование бывает текущим и перспективным.
Перспективное является способом реализации финансовой стратегии и обеспечивает оптимизацию величины продаж, себестоимости, прибыли, рентабельности, финансовую устойчивость, платежеспособность. Оно конкретизируется в годовых финансовых планах (бюджетах), увязывающих вложения средств и источники их финансирования.
Общий плановый бюджет состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса, бюджета денежных средств и подразделяется на операционный и финансовый.
В состав операционного бюджета входят: бюджет затрат на производство, реализацию, бюджет материальных запасов, бюджет общих административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.
Бюджет затрат на производство отражает объем производства и изменение материальных запасов.
В бюджете реализации определяется сумма денежных средств, которые фирма может получить от клиентов.
Бюджет материальных запасов определяет потребности в них и служит основой планирования закупок.
Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.
Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.
308
Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:
- 1) доходы и поступления средств (включаются все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);
- 2) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, например благотворительность, приобретение ценных бумаг);
- 3) кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;
- 4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел также состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджет, внебюджетные фонды и ассигнования из них.
Третий и четвертый разделы - балансирующие. Превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над ассигнованиями должно быть равно разнице между доходами (1 разд.) и расходами (2 разд.) С учетом сальдо по кредитным взаимоотношениям.
Баланс доходов и расходов позволяет:
- выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;
- проверить правильность расчетов;
- рассчитать финансовые коэффициенты;
- определить желательный объем реализации продукции и услуг.
Для облегчения работы может составляться вспомогательная "шахматная таблица" к годовому плану, в которой по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали - их источники. Она позволяет балансировать доходы и расходы по статьям, определять резервы, формировать фонды денежных средств.
Помимо баланса доходов и расходов на предприятиях составляется также платежный баланс.
Структура платежного баланса выглядит следующим образом.
- 1. Доходы и поступления.
- 1.1. Остаток финансовых средств на начало периода.
- 1.2. Поступление средств в течение периода: от реализации продукции и услуг;
- от реализации материальных средств и материальных ресурсов;
- авансовые поступления, в том числе предоплата;
- планируемые внереализационные поступления;
- арендная плата;
- поступления по лизингу;
- поступления по векселям;
- дебиторская задолженность;
- финансовая помощь;
- выручка по ценным бумагам;
- выручка от продажи валюты;
- заемные средства;
- бюджетные средства;
- прочие поступления.
- 2. Расходы и отчисления.
- 2.1. Первоочередные платежи на неотложные нужды.
- 2.2. Налоговые платежи в бюджетную систему.
109
- 2.3. Отчисления на социальное страхование и во внебюджетные фонды.
- 2.4. Платежи по усмотрению предприятия: расходы на оплату труда;
- расходы на оплату труда;
- оплата поставок материалов, работ, услуг, в том числе авансы, предоплата, аренда, командировки, хозяйственные расходы, погашение ссуд, займов и процентов, оплата векселей, плата подрядчикам, прочие платежи.
- Всего расходов.
- Превышение поступлений над расходами и платежами.
- Превышение расходов и платежей над поступлениями.
- Остаток денежных ресурсов на конец периода.
Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря - финансового документа, отражающего поступление и использование денежных средств. С его помощью создается полное представление о состоянии и использовании финансовых ресурсов предприятия, платежей и расчетов, контролируется составление смет, выпуск и реализация продукции и т.п.
Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, позволяет отслеживать состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.
Финансовое планирование дополняется финансовым контролем, объектами которого являются:
- правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;
- соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;
- целесообразность и эффективность использования финансовых ресурсов;
- осуществление платежей и расчетов;
- состояние финансовых показателей.
Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фондов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления относятся:
- 1) проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;
- 2) анализ по периодической или годовой отчетности с целью выявления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;
- 3) обследование, отличающееся от проверки более широким кругом вопросов;
- 4) ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Ревизии могут быть полными и частичными, тематическими и комплексными, плановыми и внеплановыми, выборочными и сплошными, документальными и фактическими, иметь в качестве объектов денежные средства или материальные ценности. По результатам ревизий составляется акт.
310