§ 3. Контроль качества продукции

Общая задача, которая стоит, перед менеджерами предприятия, состоит в обеспечении продления жизненного цикла продукции и поддержании на нее спроса на достаточно высоком уровне. Во многом решить

237

ее помогает контроль качества продукции. В практике данная проблема является составной частью большой и сложной работы по стандартизации, сертификации и управлению качеством.

Под качеством продукции исследователи подразумевают: выполнение продукцией требуемых функций; экономически оправданную цену за данное изделие; экономически выгодные издержки на эксплуатацию этой продукции; защиту окружающей среды на всех стадиях производства и эксплуатации; предотвращение опасных ситуаций в ходе эксплуатации продукции; обеспечение условий для сбыта и оказание услуг после ее продажи.

На обеспечение высокого качества необходимы значительные затраты, которые, безусловно, окупаются впоследствии. К ним относятся расходы:

  • 1) связанные с непосредственным созданием продукции и влияющие на ее себестоимость;
  • 2) направленные на улучшение продукции и продвижение ее на рынок;
  • 3) связанные с сертификацией продукции, оплатой разработки и оценкой систем качества на самом предприятии, а также с закреплением на потребительском рынке и конкуренцией.

В целом расходы на управление качеством можно классифицировать по следующим направлениям (рис. 17.1).

Менеджеры ведут контроль качества продукции по двум статьям расходов, выясняя причины возникновения дефектов и отклонений от нормы. Во-первых, осуществляется контроль внутри предприятия: выясняются причины брака, ход доработки изделия, возможности снижения себестоимости, сортировочный контроль, повторный контроль, время простоев. Во-вторых, вне предприятия: выясняются внешние причины брака, возможности доработки изделия, уровень гарантийного, обслуживания, ответственность изготовителя и пользователя.

Рис. 17.1
Рис. 17.1

238

Контроль качества состоит из нескольких подвидов:

  • входной контроль;
  • контроль самого производства;
  • окончательный (заключительный) контроль;
  • контроль качества при выполнении монтажа вне предприятия;
  • приемочный контроль, проведение экспертизы;
  • лабораторный контроль;
  • оформление контрольной документации.

Важным условием конкурентоспособности продукции является не только высокое качество, но и постоянное снижение издержек производства, а следовательно, и возможность снижения цен на нее.

Контроль качества может осуществляться несколькими методами. Метод выборки используется для получения информации об изделии путем измерения каких-либо его отдельных частей. Применение данного метода целесообразно, когда измерение всей совокупности объекта контроля является необязательным или слишком дорогостоящим. Он предусматривает использование таблиц выборочного контроля. Метод сбора данных включает анализ состояния процесса производства, уровень контроля и прием или забраковку изделия. По качественным признакам принимаются решения типа "да - нет", "годен - не годен", "принято - отбраковано". По количественному признаку определяются разбросы в значениях измеряемых параметров и показателей изделия.

Большой объем работы приходится выполнять менеджерам-инженерам для установления необходимых требований к производственному процессу и определения контрольных пределов. В этих целях применяются контрольные карты для регулирования производственного процесса. Имеются два вида контрольных карт: для измерения качественных признаков "годен - не годен" и для оценки количественных признаков, которые содержат значительно больший объем подробной информации о состоянии контролируемого объекта. Для получения достоверного результата контрольные карты должны составляться рабочими, осуществляющими производственную операцию.

Менеджеры-инженеры и специалисты в области контроля качества должны составлять два вида отчетов по проделанной работе: в первом дается характеристика проблемных областей производственного процесса, во втором представляются более конкретные вопросы, требующие корректирующих мер и непосредственной работы исполнителей. Полученная в результате контроля информация должна обеспечить соответствующих специалистов необходимыми данными для конкретной работы.

239

Краткие выводы по главе

Основные вопросы контроля как функции менеджмента сводятся к необходимости осуществления всестороннего и постоянного анализа хода производственного процесса. В отечественной практике разработаны основополагающие принципы и методы контроля, его необходимость и требования к его проведению.

Контроль осуществляют по трем основным направлениям: предварительный, текущий и итоговый. Важным для практической работы менеджера является умение организовать самоконтроль. Проведение контроля предусматривает четыре основных этапа: определение критериев, сроков и методов контроля; создание модели процесса контроля и установление "точек контроля"; получение информации и ее анализ; корректировка на основе полученной информации.

В современных условиях все успешно работающие предприятия проводят работу в области стандартизации, сертификации и контроля качества продукции.

Менеджер должен помнить, что контроль - это не самоцель, а действенное средство повышения производительности труда, снижения издержек и улучшения потребительских свойств и полезности продукции.

240



Купить BlueTooth гарнитуру

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved