В практической работе менеджмента огромное место занимает персональный компьютер. Общее представление о роли таких аппаратных средств дает перечисление возможностей персонального компьютера.
Записная книжка. В таком режиме машина хранит необходимые адреса и фамилии, номера телефонов, расписание текущих дел, время совещаний и встреч, период, в течение которого необходимо выполнить ту или иную работу.
Личная картотека. В нее менеджер заносит указатель отработанных документов, книг, брошюр, статей, писем и др. Здесь может быть и список литературы или документов, с которыми необходимо ознакомиться в ближайшее время. В память машины можно занести также каталог личной библиотеки.
Лабораторный журнал. Для руководителя часто важно просматривать предыдущую информацию по тому или иному вопросу и решению, оценивать предпринятые действия. Для этого нет необходимости поднимать из архива множество документов, достаточно нажать соответствующие клавиши, и за считанные секунды информация появится перед вами. Анализ прошлой информации позволяет менеджеру сделать верные выводы для будущей работы.
Текстовой процессор. Способность ЭВМ осуществлять редактирование текстов дает возможность производить аналитические (формульные) выкладки в режиме диалога. Здесь можно подготовить официальное письмо, рукопись статьи или книги с изображением схем и рисунков на отдельных листах, таблицы, графики и др.
Наконец, это управление базами данных, библиотека программ, микрокалькулятор, небольшая универсальная вычислительная машина и др.
Сегодня в распоряжении менеджеров могут быть самые различные типы компьютеров. Они подразделяются на группы в зависимости от класса, поколения и режима обработки информации.
К аппаратным средствам передачи и приема информации, используемым менеджерами, относятся технические устройства, разработанные в США, Японии, Германии, Франции, России и других странах. Например, французская система "ТЕЛЕТЕЛЬ" включает небольшой телеэкран, клавиатуру и телефонную трубку. Система позволяет общаться в диалоговом режиме с центральными базами данных, получать информацию и справки из самых различных источников и областей - от географии и орфографии и до установления телексной связи с 2000 различных служб.
209
В Германии разработан терминал цехового комплекса (бывш. объединение "РОБОТРОН" - ГДР), позволяющий автоматизировать управление производством не только цеха, но и каждого рабочего места.
Фирма IBM предлагает менеджерам использовать электронную пишущую машинку "ТЕРМОТРОНИК-6750". Она может быть и быстродействующим печатающим устройством в компьютерной системе вывода информации. В ее памяти имеется орфографический словарь на 50 тыс. слов, сверка с ним производится автоматически, а в случае орфографической ошибки подается звуковой сигнал. В словарь можно ввести 300 дополнительных терминов. К машинке подключается специальный экран для просмотра текста перед его распечатыванием.
Российскими инженерами разработан уникальный прибор - портативная лаборатория "Панель инженера ТСА-110", позволяющая производить отладку программ пользователя, диагностировать компьютерную технику, изучать элементы аппаратного и программного обеспечения микропроцессорных устройств.
За последнее время менеджеры все чаще прибегают к услугам информационно-вычислительных центров (ИВЦ). Потоки информации идут туда с различных сторон и в самом разнообразном виде. Как руководителю во всем этом быстро, полно и эффективно разобраться, чтобы принять необходимые решения?
Процесс движения информации в ИВЦ можно представить следующими этапами:
- 1) информация готовится в форме отчетов на бумаге или в электронном виде на ЭВМ;
- 2) определяется, что требуется конечному пользователю, и решается целесообразность выполнения информационного заказа;
- 3) создается база данных и проводится кодирование программы для производства, требуемого в п. 2;
- 4) осуществляется тестирование базы данных и программы, созданной в п. 3;
- 5) создается и проводится прогон программы для производства требуемого пользователем информационного продукта и его доставки;
- 6) сопровождается и расширяется база данных и программ с учетом текущих хозяйственных изменений и требований обстановки.
Таким образом, ИВЦ - это производственная линия, на которой изо дня в день выпускается информационная продукция.
210
Одновременно с положительным эффектом ЭВМ увеличивает психологическую нагрузку, сокращает время для личных контактов и др. Все это может повлечь за собой возникновение нежелательного климата на производстве, нервные срывы у работников и в конечном итоге падение производительности труда. Машину нельзя противопоставлять человеку, делать его бессловесным придатком техники. Применение ЭВМ должно иметь разумные пределы.
Информация в процессе управления играет чрезвычайно большую роль. Это совокупность сведений и сигналов о состоянии, процессах и явлениях в жизнедеятельности предприятий. Ее восприятие зависит от множества обстоятельств психологического и технического свойства. Информация является такой продукцией, которой интересуются буквально все руководители. В ряде стран имеет место юридическое обеспечение защиты информации.
Научно-технический прогресс, открытия и изобретения в области электроники позволили в последние десятилетия создать целые информационные системы и разнообразные информационные технологии. Среди них АСУ, ИСУ, ИВК, система Интернет с сетью персональных и профессиональных компьютеров, Информационно-вычислительные центры и комплексы и др.
К услугам менеджеров предоставлены самые разнообразные аппаратные средства, коммуникации и программное обеспечение. Конечно, все это стоит недешево, но затраты с лихвой окупаются резким повышением производительности управленческого труда.
211