Глава 12
ВЫБОР СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Общее понятие о стилях управления

В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и др. Вопрос "когда какой управленческий стиль применять?" является, пожалуй, наиболее сложным в менеджменте.

Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним каким-то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений "руководитель - подчиненный", стили управления.

169

"Одномерные" стили управления. К ним относятся: авторитарный (или директивный), демократический и либерально-попустительский.

Предпосылки построения различных "одномерных" стилей управления содержатся в теориях "X" и "Y" Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории "X", люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, по: этому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя ответственности и искать защиты у сильных. Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний.

Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины XX в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается уже другой теорией - "Y". В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, они охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а также в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.

Краткая характеристика "одномерных" стилей управления, предложенная отечественным исследователем Э. Старобинским, дана в табл. 12.1.

Таблица 12.1. Характеристика стилей руководства

Параметры
взаимодействия
руководителя с
подчиненными
Авторитарный
(директивный) стиль
 
 
Демократический
стиль
 
 
Либеральный
стиль
 
 
Приемы принятия
решений
 
 
 
Единолично
решает все вопросы
 
 
 
Принимая
решение,
советуется
с коллективом
 
Ждет указания
руководства
или отдает
инициативу в
руки подчиненных
Способ доведения
решения до
исполнителей
 
Приказывает,
распоряжается,
командует
 
Предлагает, просит,
утверждает
предложения
подчиненных
Просит,
упрашивает
 
 
Приемы принятия
решений
 
 
 
Берет на себя или
перекладывает на
конкретного
исполнителя
 
Распределяет
ответственность
в соответствии
с переданными
полномочиями
Снимает с себя
всякую
ответственность
 
 
Отношение
к инициативе
Подавляет
полностью
Поощряет, использует
в интересах дела
Отдает инициативу
в руки подчиненных

170

Продолжение табл. 12.1.

Параметры
взаимодействия
руководителя с
подчиненными
Авторитарный
(директивный) стиль
 
 
Демократический
стиль
 
 
Либеральный
стиль
 
 
Отношение к
подбору кадров
 
 
Боится
квалифицированных
работников, старается
от них избавиться
Подбирает
деловых,
грамотных
работников
Подбором кадров
не занимается
 
 
Отношение к
недостатку
собственных
знаний
Все знает и умеет,
гипертрофированное
самомнение
 
Постоянно повышает
свою квалификацию,
учитывает критику
 
Пополняет свои
знания и поощряет
эту черту у
подчиненных
Стиль общения
 
 
 
 
 
 
Жестко формальный,
не общительный
 
 
 
 
 
Дружески
настроен, любит
общаться
 
 
 
 
Боится общения,
общается с
подчиненными только
по их инициативе,
допускает
фамильярное
обращение
Характер отношений
с подчиненными
 
 
Диктуется
настроением
 
 
Ровная манера
поведения.
Постоянный
самоконтроль
Мягок, покладист,
иногда легковерен
 
 
Отношение к
дисциплине
 
 
 
Приверженец
формальной жесткой
дисциплины
 
 
Сторонник разумной
дисциплины,
осуществляет
дифференцированный
подход к людям
Требует формальной
дисциплины, не
умея ее соблюдать
 
 
Отношение к
моральному
воздействию на
подчиненных
 
Считает наказание
основным методом
стимулирования,
поощряет избранных
только по праздникам
Постоянно
использует
разные стимулы
 
 
Использует
поощрение
чаще, чем
наказание
 

"Многомерные" стили управления. Они представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними. В моделях, отражающих различные подходы авторов к пониманию проблемы воздействия внешних факторов на поведение руководителя и подчиненных, делается попытка определить различные стили управления с помощью различных переменных факторов. В своем влиянии они создают ту или иную ситуацию. Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, какие методы и способы воздействия на подчиненных необходимо применять для достижения эффективности в каждой конкретной ситуации. Модели ситуационного управления имеют

171

существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними, а также по определению эффективности самого руководства.

В современных условиях возникла практическая потребность в разработке таких подходов в организации управления, которые смогли бы соединить в себе лучшие черты ранее разработанных теорий. Основной упор в них делается на возможность провести ситуационный анализ эффективного управления как совокупности личностных характеристик руководителя и их проявления в поведении в конкретных условиях. Методы руководства являются основой и одним из важнейших факторов, формирующих стиль управления как совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

Другим фактором, обусловливающим управленческий стиль, являются методы организации деятельности исполнителей.

Многообразные управленческие стили редко выступают в чистом виде. В практике приходится наблюдать различные формы их смешения и особенности проявления. Например, нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой. Например, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. Такой руководитель с удовольствием вас выслушает, попросит внести предложения по обсуждаемому вопросу, поблагодарит за активное участие в разработке, но решение, о котором идет речь, давно уже принято им единолично. Возможен и обратный вариант: вполне демократичный по внутренним убеждениям руководитель внешне проявляет грубое, порой неуважительное поведение в общении с коллегами и подчиненными, что связано с его недостаточной воспитанностью и неумением правильно себя вести в коллективе.

Существенное влияние на проявление стиля руководства оказывает специфика ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификация и сплоченность членов коллектива и др. Например, в критической для фирмы ситуации даже демократичный руководитель будет вынужден использовать более жесткие методы управления коллективом.

Как же решить, какой из стилей руководства хуже или лучше? Ответ на этот вопрос должен опираться на определенный, критерий, в качестве которого многие исследователи использовали такие показатели эффективности деятельности группы (коллектива), как продуктивность работы группы и удовлетворенность ее членов трудом. Общий итог, к которому пришли исследователи, заключается в том, что, как правило, демократическое и авторитарное руководство имеет примерно равные показатели продуктивности, но что касается удовлетворенности трудом, то здесь весьма серьезное преимущество у демократического стиля руководства.

172

При этом надо учитывать, что руководителю приходится работать с людьми весьма различными по культурному и образовательному уровню, взглядам на жизнь, эмоциональному и личностному складу. В силу этого их реакция на один и тот же стиль руководства может оказаться неоднозначной. В частности, чем ниже квалификация и культура работника, тем легче он воспринимает авторитарный стиль руководства и, наоборот, люди демократичные по своей натуре, эмоциональные и открытые в поведении не смогут сработаться с жестким руководителем, требующим беспрекословного подчинения.

Руководителю очень важно уметь гибко использовать соответствующие стили. С течением времени у каждого руководителя вырабатывается свой стиль руководства. В чистом виде приведенные стили управления уже не могут быть достаточно эффективны в современном бизнесе. В соответствии со сложившейся ситуацией и степенью зрелости коллектива, как правило, применяются отдельные методы из всех стилей.

В настоящее время существуют определенные ключевые элементы организационной практики, которые помогают руководителю сориентироваться, как следует себя вести в тех или иных условиях. Для этого необходимо подробнее разобраться в сущности указанных стилей управления.

173



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved