Глава 8
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

§ 1. Основополагающие правовые признаки предприятия

Предприятием является такая организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс или смету и расчетный счет в банке.

Предприятие характеризуется следующими признаками:

  • 1) образование юридического лица, которое обладает правоспособностью, прошло государственную регистрацию и имеет все установленные законодательством учредительные документы (устав, учредительский договор). В случае, если предприятие является некоммерческой организацией, то оно может действовать на основании общего положения об организации данного вида;

113

  • 2) организационная и управленческая структуры. Органы управления предприятием в зависимости от его вида и формы могут быть избранными коллективом или назначены вышестоящими руководителями. Организационная структура создается для достижения поставленных целей и задач;
  • 3) имя. Предприятие как юридическое лицо должно иметь свое наименование, в котором содержатся организационно-правовая форма и в ряде случаев еще и указание на цель и характер его деятельности. Коммерческим организациям необходимо иметь фирменное наименование;
  • 4) место нахождения, которое определяется государственной регистрацией tf указывается в учредительных документах (адрес, номер телефонов, факсов и другие сведения).

Таким образом, данные признаки означают, что предприятие:

  • утверждено в законодательном порядке соответствующим государственным органом;
  • имеет необходимые материальные и финансовые резервы и ресурсы;
  • располагает необходимым количеством работников для осуществления своих целей и определенного вида деятельности;
  • обладает организационной и управленческой структурами;
  • как юридическое лицо несет ответственность (экономическую и правовую) по своим обязательствам;
  • имеет собственное наименование (фирменный знак) и юридический адрес своего места нахождения.

Менеджер должен постоянно следить за тем, чтобы не был уничтожен, ликвидирован или изменен ни один из этих признаков в нежелательном для предприятия направлении.

Рыночные преобразования способствовали возникновению в нашей стране фирм по типу западных организаций. Основными чертами, которые характеризуют фирму, ведущую хозяйственную деятельность в российских условиях, являются: суверенность, экономическая обособленность, экономический интерес и материальная ответственность. Работа фирмы контролируется как своими собственными силами, так и государственными управляющими органами и организациями (финансово-кредитными и аудиторскими конторами, налоговой инспекцией и налоговой полицией, органами прокурорского надзора и др.).

Вместе с фирмой пришло и сопутствующее ей понятие "имидж фирмы". По своей сущности это образ фирмы, который складывается у людей, потребляющих ее продукцию или пользующихся ее услугами, у партнеров и конкурентов, у общественности и властей (подробнее см. гл. 10).

114

Фирменный знак или эмблема должны быть выбраны и изготовлены со вкусом, содержать собирательный образ продукции, должны быть узнаваемы и понятны людям. Например, фирменный знак "Мерседес" известен не только в Германии, но и во многих странах мира.

Необходимо осторожно подходить к наименованию продукции, особенно потребительских товаров.

Не следует в наименовании употреблять без особой необходимости иностранные слова, если они есть в родном языке и выражают необходимые значения. Однако фирмам, ведущим коммерческую и иную деятельность за границей, надо или учитывать язык данной страны, или пользоваться английским, или обозначать буквами латинского алфавита, особенно если это касается медицинских товаров и услуг.

Разнообразие наименований предприятий и фирм связано с их организационно-правовыми формами, что в свою очередь порождает определенные особенности управления ими.

115



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved