ПРИЛОЖЕНИЯ


Менеджеру на заметку
Из Циркуляра Морского технического комитета России
от 29 ноября 1910 г.

"Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения".

Определите свое отношение
к принципам делового человека,
сформулированным предпринимателями России в 1912 г.

  • Уважай власть.
  • Будь честен и правдив.
  • Уважай право частной собственности.
  • Люби и уважай человека.
  • Будь верен слову. Живи по средствам.
  • Будь целеустремленным.

Некоторые показатели технического уровня разработок,
выполненных НИИ, КБ, конструкторскими
и технологическими организациями промышленных министерств
к началу 90-х гг.

Доля разработок с изобретениями в общем числе внедренных разработок по новой технике составила около одной трети.

Сроки освоения новшеств в производстве очень велики. Ряд научно-технических решений разрабатываются и внедряются в течение 10 лет и более. В это же время в стране действуют свыше 500 научно-производственных объединений, 23 межотраслевых научно-технических комплексов, задачей которых является сокращение сроков разработки и внедрения новшеств в производство.

По данным НИИ и КБ машиностроительных министерств удельный вес тем, превышающих по своему техническому уровню лучшие отечественные и зарубежные разработки, в общем числе завершенных тем к 1990 г. составил 6,1%.

358

Снижение удельного веса завершенных научно-исследовательских тем, технический уровень которых:

 
1980
1985
1986
1988
Выше уровня лучших отечественных и зарубежных
разработок
 
9,1
 
7,4
 
5,9
 
5,0
Соответствует уровню лучших отечественных и
зарубежных разработок
 
33,9
 
37,2
 
35,4
 
24,2

Главное внимание в повышении технического уровня разработок было направлено на производство персональных ЭВМ, технологических лазерных установок, аппаратуры цифровой передачи информации, различных средств автоматизации, в том числе гибких производственных модулей, промышленных роботов с элементами адаптации диагностических тест-систем, разработанных на основе биотехнологии и т.д.

КАК ОТДАТЬ ПРИКАЗ И РАСПОРЯЖЕНИЕ

Приказ должен быть выполнен безоговорочно, точно и в срок.

Прежде чем отдать приказ, знай, что ты сам должен делать.

Отдавая приказ, учитывай силы и средства, имеющиеся в распоряжении исполнителей.

Приказ должен быть ясным, точным и кратким, не требующим пояснений.

Необходимо убедиться, что приказ доведен до исполнителя, понят им и начал выполняться.

Лучше всего отдавать распоряжения и инструкции в письменном виде.

Не стремитесь отдавать слишком много распоряжений, так как подчиненный, получивший большое количество распоряжений, будет их выполнять по своему усмотрению, а не так, как требуют интересы дела.

Проводя инструктирование, отдавая распоряжение и приказы забудь о нетерпении, гневе, торопливости и личных амбициях.

Убедись, что отданный приказ или распоряжение, инструкция не противоречат сложившейся обстановке, а если и противоречат предыдущим, то отданы в связи с общей стратегией и необходимостью определенных преобразований.

В обязательном порядке проконтролируй, как выполняется приказ или распоряжение.

КАК СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА

  1. Прежде всего перестаньте говорить сами. Вы должны сосредоточить внимание на говорящем, всем своим видом показать, что вам интересен разговор.

359

  1. Во время беседы не отвлекайтесь, не пишите, не просматривайте деловые бумаги, не отвечайте на телефонные звонки и т.д.
  2. Не подгоняйте говорящего, он может упустить главное, будьте терпеливы, не экономьте время, если разговор продуктивен.
  3. Не критикуйте говорящего, обдумайте сказанное, сдерживайте свои эмоции. Можно уточнить сказанное, задать вопросы.

КАК ОГОРОДИТЬ МЕНЕДЖЕРА
ОТ НАЗОЙЛИВЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

  1. Прием посетителей вести в дни и часы, указанные в распорядке дня работы.
  2. Секретарь, заместитель или сам менеджер должны заблаговременно согласовывать дату, часы, продолжительность и место приема.
  3. Четко определить дни и часы приема для руководителей финансовой, производственной, кадровой и других служб.
  4. Прикажите отключить вас от местной и внешней связи, закройте дверь кабинета - этот час используйте для обдумывания важнейших проблем и принятия предварительных или окончательных решений. Прервать вас может только секретарь по неотложному вопросу.
  5. Старайтесь находить время побывать на рабочих местах, где трудятся подчиненные, представьте им возможность задать свои вопросы.
  6. В ходе затянувшейся бесполезной беседы встаньте, давая понять, что разговор закончен. Но некоторым это необходимо сказать ясно и четко: "Разговор окончен".
  7. Не занимайтесь приемом посетителей по личным делам на своем рабочем месте.
  8. Начинайте свою работу раньше, чем "нагрянут" посетители.
  9. Не старайтесь подчеркнуть свой демократический стиль "открытой дверью" кабинета. Не принимайте важных решений "на ходу", всегда можно ответить собеседнику: "Это вопрос важный, его необходимо изучить".
  10. Если посетитель настолько назойлив, что от него никак нельзя отделаться, то пригласите в кабинет своего сотрудника для решения вопросов или очередного посетителя, извинившись перед ним за ситуацию.

360

ТЕСТ "МОЯ ЛИЧНОСТЬ"

Как вы поступите в той или иной ситуации? Как вы отнесетесь к предложению занять более высокую должность?

  • - откажитесь ради собственного спокойствия - 1
  • - примите его с некоторыми опасениям и колебаниями - 2
  • - согласитесь на предложение без колебаний - 3

Как вы выглядите в критических ситуациях?

  • - сохраняете спокойствие и самообладание. - 1
  • - внутренне "кипите", но не показываете вида - 2
  • - теряете контроль над своими действиями - 3

Каков вы в собственных глазах?

  • - вежлив, тактичен, уступчив, легко иду на контакт - 1
  • - достаточно вежлив и тактичен, в контактах избирателен - 2
  • - бываю груб и нетерпим, навязываю свою волю - 3

Что вы предпримите, если подчиненный опоздал на работу?

  • - поинтересуюсь причиной опоздания - 1
  • - при неуважительной причине сделаю замечание - 2
  • - устрою разнос и прикажу строго наказать - 3

Как вы поведете себя, опоздав на совещание?

  • - попрошу разрешения присутствовать - 1
  • - объясню действительную причину опоздания - 2
  • - буду ругать дорожные пробки, транспорт и все прочее - 3

Вас втянули в конфликт. Что вы предпримите?

  • - потараюсь примирить конфликтующие стороны - 1
  • - встану на одну из сторон "по справедливости" - 2
  • - пригрожу конфликтующим всяческими наказаниями - 3

Начались неудачи и сбои в работе. В чем их причины?

  • - я выполняю свою работу безукоризненно, виноваты обстоятельства - 1
  • - хуже стали работать все, а условия усложнились - 2
  • - главная причина в плохой работе сотрудников - 3

Итог: 20 - жесткий руководитель, 15 - уверенный в себе, 10 и менее - миролюбив.

ТЕСТ "КАКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
В МОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ"

Поставьте любой знак в одной из колонок справа
Нет
Иногда
Да
В период неудач и сбоев в работе в коллективе идет
поиск виновных
 
 
 
 
 
 

361

Цели организации или группы неизвестны ее членам      
Информацией о делах владеют только руководители      
В коллективе стремятся обезопасить себя докладными,
рапортами и т.д.
 
 
 
 
 
 
Воспринимают ли работники решения руководства как
"чужие"
 
 
 
 
 
 
Часто ли отвлекают работников от выполнения
"своей работы"
 
 
 
 
 
 
"Награждают" ли сотрудники своих руководителей
нелестными эпитетами (тайно или явно)
 
 
 
 
 
 
Много ли проводится длительных совещаний коллектива      
Коллективное руководство и творчество в организации
не практикуются. Действует приказ
 
 
 
 
 
 
Четко ли разделяется коллектив на "старичков"
и "новичков"
 
 
 
 
 
 
Оценка результатов работы кажется несправедливой
и вызывает неудовольствие некоторых сотрудников
 
 
 
 
 

Подведите итог: Все отметки в первом столбце "НЕТ" - у вас идеальный коллектив (которых на практике не бывает)

Чем больше отметок в столбцах "ИНОГДА" и особенно "ДА", тем выше опасность конфликтных ситуаций и хуже психологический климат в коллективе.

ТЕСТ "УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОЕЙ РАБОТОЙ"

Поставьте оценку по пятибальной шкале, насколько вы удовлетворены:

  • Фирмой, предприятием, учреждением
  • Условиями труда
  • Содержанием работы
  • Психологическим климатом в коллективе
  • Стилем управления вышестоящих руководителей
  • Компетенцией руководящих работников
  • Соответствием заработной платы и трудовым затратам
  • Уровнем оплаты труда по сравнению с другими организациями
  • Достигнутым служебным положением
  • Имеющимися возможностями для служебного роста
  • Возможностями реализовать свои знания и опыт
  • Продолжительностью рабочего дня
  • Принятым когда-то решением поступить сюда на работу
  • Востребованностью вашего интеллекта

Если количество набранных баллов не превышает 45, то вы не удовлетворены данной работой. Если число близко к 55, то вы в основном довольны работой, если оно за 60 - то лучшего и желать не надо.

362



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved