ПРЕДИСЛОВИЕ


Россия переживает сейчас сложный и противоречивый период перехода к новой системе экономических отношений. Объективные условия изменения и развития всех форм собственности, возникновение наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических связей потребовали иных, чем прежде, способов управленческой деятельности. Практика показывает, что новое с трудом пробивает себе дорогу через укоренившиеся привычки, традиции, обычаи и препятствия старой административно-командной системы управления. Но все большее число людей понимает необходимость преодоления старых директивных методов руководства и перехода к широкому использованию предприимчивости, инициативы, разумному сочетанию частного и государственного интересов. Понятно, что быстрого пути нет. Здесь не могут дать положительного эффекта ни приказы, ни увещевания, торопливость, поспешность и др.

Осознанный, а не декретируемый сверху поворот к новому возможен лишь тогда, когда подавляющее большинство людей – рабочие, служащие, крестьяне и все слои населения – на практике увидят, что затраты их труда приносят бóльшие, чем прежде, результаты и выгоды. Возможности этого в новой системе рыночных отношений, безусловно, есть. Мешают превратить возможность в действительность не только прошлые, но и нынешние просчеты и провалы в экономике.

Прежде всего это касается управления материальным производством. Во многом ошибочная ориентация на помощь иностранного капитала, торговлю зарубежными товарами в ущерб отечественным, финансовые махинации и злоупотребления управленческих структур, проникновение во все сферы общественного производства криминала привели общество на грань серьезных потрясений и кризисных явлений.

Кроме того, сегодняшние трудности порождены некомпетенцией некоторой части руководителей в области управления, незнанием основополагающих принципов и методов современного менеджмента, неспособностью использовать положительный опыт старого и творческий подход к руководству предприятиями в рыночных условиях. Это в немалой степени предопределилось консервативной системой подготовки управленческих кадров, чрезмерной идеологизацией и политизацией преподавания экономических наук, ориентированных на руководство только социалистическими предприятиями.

Во многом была упущена из поля зрения подготовка управляющих для непроизводственной сферы экономики. Преобладал номенклатурный подход, а управленческие кадры среднего и низшего звеньев руководства

3

для здравоохранения, коммунального хозяйства, спорта, туризма и т.д. выдвигались на руководящую работу из среды специалистов без достаточной подготовки в области управления. Менеджмент не был признан как профессия.

Новая система подготовки управленческих работников начала складываться у нас сравнительно недавно – только в середине 90-х гг. На книжный рынок страны буквально хлынул поток иностранной литературы, учебники и учебные пособия по менеджменту, переводные издания зарубежных ученых по специальным проблемам управления, главным образом американских авторов. Однако Россия отличается от Америки и Германии, у нее нет традиций буржуазного западного общества.

Управление производством и людьми в нашей стране требует нового подхода, учитывающего сложившиеся условия и обстановку. Авторы учебника, осознавая все это, поставили перед собой цель – систематизировать теоретические основы практики управления применительно к российским условиям, базируясь на фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, не отбрасывая положительного опыта отечественной практики, стремились отобрать все наиболее важное и существенное, чем обогатили менеджмент современные исследователи.

В работах отечественных ученых-экономистов постепенно складывается логически стройная система знаний. Основополагающие научные подходы к управлению, принципы, методы и стили управления, не являясь универсальными, тем не менее могут быть использованы в практике управления. К таким подходам авторы относят достижения и выводы рационалистической, или административной, школы управления, принципы рациональной бюрократии (применительно к традиционным, медленно изменяющимся структурам общественного производства), некоторые разработки бихевиористских школ управления. Особое внимание в учебнике уделено раскрытию возможностей системного и ситуационного подходов к управлению, стратегическому, финансовому, инновационному и кадровому менеджменту. Новые подходы к управлению стали возможными лишь в последнее время, когда были созданы информационные системы и широко начали применяться средства радиотехники, электроники и автоматики.

Методологической основой структуры учебника и логической связи в нем управленческих вопросов послужили разработки ученых в области философии, экономической теории, социологии и психологии, правовых, математических и других наук. За последнее десятилетие появились значительные работы и разработки по проблемам стандартизации, сертификации, контроля качества, рискам в управленческой и

4

предпринимательской деятельности. В учебнике нашли отражение проблемы поведения людей в условиях альтернативного выбора, исследования ученых по вопросам мотивации труда, роли трудового коллектива, организационной культуры и др.

Практический опыт управления, при всей его противоречивости, дает сегодня множество примеров плодотворной работы в самых различных по формам собственности, размерам, видам производства, структурам и иным критериям организациях и фирмах. Руководимые талантливыми и инициативными людьми эти предприятия успешно преодолевают кризис, развиваются, увеличивают количество рабочих мест и производят продукцию и услуги на уровне европейских стандартов.

Данный учебник позволит будущим менеджментам освоить общие основы управления производством и людьми, без знания которых руководящая деятельность, если и возможна, то крайне затруднительна и чревата грубыми ошибками и негативными последствиями как для самого менеджера и стоящих за ним сотрудников, так и для всего предприятия в целом.

5



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved