Глава 6
Штриховой код как уровень качества
и средство идентификации товаров


Потребители связывают штриховой код с уровнем качества товара и видят в нем своеобразную замену "знака качества". Недобросовестные производители умело используют подобного рода заблуждения, нанося кустарным способом "свидетельство качества" (ШК) на посредственные, а зачастую - даже фальсифицированные изделия.

Штриховой код (ШК) - товарный номер, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового машиночитаемого символа. ШК является одним из средств систем автоматической идентификации товара, к которой также относятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальной идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т.д.). Его главное преимущество перед другими средствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т.е. ШК является эффективным средством телекоммуникации.

Назначение ШК:

  • оперативная идентификация товара и производителя;
  • проведение торговых сделок "без бумаг": ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15% до 0,5-3,0% от стоимости товара;
  • автоматизированный учет и контроль товарных запасов;
  • оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях - на 80%);
  • информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что ШК не дает гарантий качества, а может характеризовать его лишь непосредственно. В настоящее время среди отечественной продукции "подлинные" штриховые коды имеют товары конкурентоспособные по качеству на мировом рынке,

146

производителями которых являются крупные фирмы, заинтересованные в экспорте своей продукции и располагающие капиталом на внедрение средств автоматической идентификации. ШК так же, как и сертификат соответствия, является необходимым условием экспорта в страны ЕЭС, США, Канаду, Японию и др. Однако это наблюдение нельзя уверенно распространять на импортные товары.

Принцип применения. Каждому виду, разновидности, модификации товара присваивается индивидуальный товарный номер (обозначается штриховым кодом). При изменении потребительских свойств товара (состава, формы, размера, массы, конструкции, цвета, вида и способа упаковки, комплектности и т.д.) его ШК обязательно меняется. Только рыночное колебание цены на товар не влечет за собой изменения его товарного номера (кода).

Виды ШК. При нанесении ШК непосредственно на товар или его внутреннюю упаковку применяют тринадцати- или восьмизначные символы Международной ассоциации товарной нумерации EAN (EAN-13, EAN-8), а также американские универсальные товарные коды - UPC. Например, детское питание из овсяных хлопьев с фруктами имеет UPC из 13 знаков.

Сокращенные коды имеют малогабаритные товары (сигареты, жевательная резинка, лекарственные препараты и др.), размер которых не позволяет наносить полные (тринадцатизначные) номера.

По структуре различают ШК:

  • дискретные: знаки разделены межзначными интервалами;
  • непрерывные: знаки-разделители отсутствуют;
  • двунаправленные: можно считывать в двух направлениях - слева направо и справа налево.

Содержание ШК. Тринадцатизначный номер штрихового кода EAN-13, включает:

Первые 2(3) знака - код банка данных организации, зарегистрировавшей предприятие-изготовитель и товар (выдавшей товарный номер). Необходимо учитывать, что он не всегда совпадает с местом происхождения (страной изготовления), так как фирма может быть зарегистрирована не в отечественном банке данных, а в зарубежном.

Следующие пять цифр присваиваются Ассоциацией Юнискан предприятию (фирме), которое реализует или производит продукт.

Последующие пять цифр присваиваются непосредственно самим предприятием товару с учетом его потребительских свойств (размеров, оформления, упаковки и т.д.).

147

Последняя цифра является контрольной (контрольное число) и используется для проверки правильности считывания штрихового кода специальным сканирующим устройством (сканером).

Контрольное число рассчитывается следующим образом:

  • Начиная с крайней правой цифры (исключая само контрольное число) сложить через одно все значения цифр (этап 1);
  • Умножить полученный результат на три (этап 2);
  • Сложить все значения оставшихся цифр (этап 3);
  • Сложить результаты (2+3) (этап 4);
  • Контрольное число представляет собой наименьшее число, которое будучи прибавленным к результату дает число, кратное 10 (этап 5).

Например, контрольное число (3) номера товара 460123456789С, рассчитывается следующим образом:

460123456789С

  • 1 этап 6 + 1 + 3 + 5 + 7 + 8 + 9 = 31
  • 2 этап 31 x 3 = 93
  • 3 этап 4 + 0 + 2 + 4 + 6 + 8 = 24
  • 4 этап 93 + 24 = 117
  • 5 этап 117 + С = 120, С = 3

Полный номер товара будет следующим: 46 - 01234 - 56789 - 3.

Правила размещения ШК. Существуют некоторые правила нанесения ШК.

Во-первых, установлены требования к размеру ШК: минимально возможные размеры кода - 21,0 × 30,0 мм; максимальные - 52,5 × 74,6. При этом допуск на ширину печатаемого штриха меняется в 8 раз.

Цветовое исполнение должно быть следующим: цвет штрихов может быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; в качестве фона рекомендуется применять белый цвет, но можно также использовать желтый, оранжевый и светло-коричневый. Красные и желтые тона для печатания штрихов применять нельзя, так как они не различаются сканером.

Размещают ШК, как правило, на задней стенке упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев. Поверхность упаковки при этом должна быть абсолютна ровная, без перфорации, рисунков и т.д. При использовании мягких упаковок (пакетов из полимерных материалов) для нанесения ШК выбирают такое место, на котором штрихи будут параллельны днищу упаковки.

148

На каждой упаковке размещают лишь один код EAN или UPC, однако если товар зарегистрирован в двух ассоциациях, в противоположных концах упаковки наносят 2 кода.

Таким образом, даже знание этих простейших правил иногда может защищать потребителя от подделки ШК.

Технология штрихового кодирования включает в себя способы нанесения и считывания ШК. Существует 2 принципиально разных варианта нанесения ШК на товар или его упаковку:

  • полиграфическим способом: высокое качество печати обеспечивают оригинал-макеты (мастерфильмы), изготавливаемые специализированными фирмами (СП "Интерштрихкод", г. Москва). Расходы на полиграфическую печать окупаются при нанесении ШК более чем на 1000 упаковок товара;
  • в виде самоклеющихся пленок, ярлыков и т.д. Для считывания ШК применяют:
  • стационарные и портативные лазерные сканеры, позволяющие считывать ШК на различных расстояниях от товара: от 60 см до 5-6 м;
  • кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
  • оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов.

Порядок регистрации ШК. Единственной (!) организацией в России и странах СНГ, имеющей право регистрировать предприятия в Международной системе EAN и предоставлять уникальные штриховые коды EAN и американские коды UPC, является Внешнеэкономическая ассоциация в области автоматической идентификации "UNISCAN" ("ЮНИСКАН").

149



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved