Глава 5
Сведения о маркировке консервов


Маркировка - это надписи, знаки, символы и другие обозначения, которые наносятся на упаковку товара или непосредственно на сам товар. Маркировка выполняет много функций (рекламную, сортоуказывающую, сведения о производителе и др.), но самое главное назначение маркировки - однозначно идентифицировать товар.

Маркировка мясной, рыбной, молочной, плодоовощной и другой консервированной продукции производится посредством нанесения соответствующей информации на литографическую или бумажную этикетку. На этикетке указываются реквизиты предприятия-изготовителя (наименование, местонахождение, подчиненность, товарный знак), наименование консервов, их сорт и масса нетто, вид нормативно-технической документации, требованиям которой соответствует качество продукции. Приводятся также информационные данные о пищевой и энергетической ценности консервов, сроках и условиях хранения, способе подготовки к употреблению и др. Эта информация рассчитана на внимательного потребителя, который желает получить максимум сведений о товаре, намереваясь совершить покупку.

На крышке (донышке) металлической банки методом рельефного маркирования или несмываемой краской наносят условные обозначения. Как правило, они расположены в несколько рядов. Число рядов и содержание отдельных цифровых комбинаций зависят от вида консервов.

Так, например, на крышки мясных и мясорастительных консервов маркировочные знаки наносят в два или три ряда в следующем порядке (ГОСТ 13534-89):

  • I ряд - дата выработки: число выработки - две цифры (до девятого включительно впереди ставится 0), месяц выработки - две цифры (до девятого включительно впереди ставится 0), год выработки - две последние цифры;

142

  • II - индекс системы, в ведении которой находится предприятие-изготовитель (одна-две буквы): мясной промышленности - А, пищевой промышленности - КП, плодоовощного производства - К, потребкооперации - ЦС, сельскохозяйственного производства - МС, лесного хозяйства - ЛХ; номер предприятия-изготовителя (одна-три цифры).

Если позволяет диаметр банки, то II и III ряды печатают одним рядом. Иногда I и II ряды печатают на крышке, а III ряд - на донышке банки.

Пример.

Мясные или мясорастительные консервы с ассортиментным номером 182, выработанные предприятием 134 мясной промышленности во вторую смену 4 марта 2001 г.:

При маркировании литографированных банок методом рельефного маркирования или несмываемой краской наносят только дату изготовления и номер смены, так как предполагается, что остальная информация надежно защищена от исчезновения технологией литографии.

Пример.

Мясные консервы, выработанные 8 марта 2001 г. в первую смену:

  • 080301     или   0803  (для банок с наружным
  • 1                          011           диаметром 54 мм)

Здесь следует отметить, что не всегда качество литографических оттисков позволяет получить остальную информацию.

Маркирование рыбных консервов и пресервов, а также продуктов нерыбного промысла подчиняется следующим правилам (ГОСТ Р 50106-92). Условные обозначения наносятся в три ряда:

  • I ряд - дата изготовления: число - двумя цифрами (до девятого включительно впереди ставится 0); месяц - двумя цифрами (до девятого включительно впереди ставится 0) или буквой, исключая букву "з"; год ставится двумя последними цифрами или одной последней цифрой года;
  • II ряд - ассортиментный номер (один-три знака, цифры или буквы); номер завода (один-три знака, цифры или буквы);

143

  • III ряд - номер смены (один знак); индекс рыбной промышленности - буква "Р".

Попробуем расшифровать условные обозначения на банке рыбных консервов, взятой из "запасов":

110901
308 67

Используя вышеуказанный алгоритм, определяем, что это - консервы с ассортиментным номером 308 (именно "Сайра натуральная", подсказка эта содержится на "случайно" сохранившейся этикетке), выработанной предприятием-изготовителем номер 67 (ПО"Дальморепродукт") рыбной промышленности во вторую смену 11 сентября 2001 г.

Другой порядок нанесения условных обозначений при маркировании плодовых, ягодных, овощных и грибных консервов (ГОСТ 13799-81):

  • I ряд - ассортиментный номер продукции (три цифры, если номер двузначный, впереди ставится 0); номер смены (одна-две цифры);
  • II ряд - дата выработки (две цифры - число, две цифры - месяц, две последние цифры - год);
  • III ряд - индекс системы, в ведении которой находится предприятие-изготовитель (индекс плодоовощного хозяйства - К, индекс потребкооперации - ЦС); номер предприятия-изготовителя (одна-три цифры).

Пример.

Консервы с ассортиментным номером 37, выработанные в 9 смену 7 июля 2001 г. консервным заводом 41 плодоовощного хозяйства, будут иметь следующие обозначения:

03709
070701
К41

Вполне очевидно, что при отсутствии этикетки потребитель, который не ходит в магазин с ассортиментным справочником, да, впрочем, и не знает, где его взять, не сможет определить даже вид консервов: мясные или овощные (тушенка или зеленый горошек), так как выпускающие их предприятия могут находиться в подчинении одного министерства.

Согласно требованиям ГОСТ 23651 -79 маркировка молочных консервов производится следующим образом. Маркировочные знаки наносятся в один или два ряда:

144

  • I ряд - буква "М" (индекс молочной отрасли промышленности); номер предприятия-изготовителя (2-3 цифры); ассортиментный номер консервов (2-3 цифры); номер смены.
  • II ряд - дата изготовления (6 цифр - число (2), месяц (2), год (2)).

Иногда маркировочные знаки наносят в один ряд: I ряд - на донышке банки, II ряд - на крышке.

145



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved