Глава 2
Причины фальсификации
продовольственных товаров
в современных условиях


В настоящее время серьезной проблемой для защиты потребительского рынка России является экспертиза качества и выявление фальсифицированной пищевой продукции.

В период формирования рынка, приватизации торговых и промышленных структур резко возрастает вероятность возможности производства и реализации фальсифицированных товаров.

Фальсификации наиболее часто подвергаются пищевые продукты, стоимость которых достаточно велика, а реализация подделки сулит мошенникам высокую прибыль. К таким продуктам, в первую очередь, относятся алкогольные и слабоалкогольные напитки, минеральные воды.

Причин, объясняющих это явление, несколько.

Во-первых, в условиях нестабильности экономики, ломки старых административных, контролирующих, производственных, снабженческих и других структур и связей в первую очередь разрушению подвергались именно контрольные службы (инспекции по качеству, государственные и ведомственные метрологические службы, госнадзор, надзор за соблюдением стандартов). Ослабление контроля за качеством производимой и реализуемой продукции создало благоприятную среду для различного рода нарушений и злоупотреблений.

Во-вторых, в переходный период у изготовителей отсутствуют коммерческие стимулы к добровольному соблюдению стандартов на продукцию, учету интересов потребителя.

В-третьих, бурно развиваются различного рода фальсификации и связанные с ними злоупотребления и нарушения нормальных рыночных отношений.

В-четвертых, общество не защищено от фальсификатора ни соответствующим законодательством, ни союзами потребителей, способными

9

нанести ощутимый материальный и моральный ущерб изготовителям и реализаторам фальсифицированных товаров.

В действующем на территории России с февраля 1992 г. Законе "О защите прав потребителей" ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе.

В-пятых, отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаружить по результатам идентификации подделки, провести диагностику дефектов продукции.

В результате указанных причин появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства.

Введение обязательной сертификации не смогло поставить заслон некачественной, в том числе и фальсифицированной, продукции.

Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - это подделка объектов, выполненная с корыстной целью при проведении процесса обмена, купли-продажи. В более широком смысле может быть определена как действия, направленные на ухудшение свойств объекта купли-продажи при сохранении наиболее характерных, но несущественных для использования по назначению свойств объекта с целью обмана потребителя и получения незаконных прибылей.

Наряду с понятием "фальсифицированные товары" нужно различать нетождественные им понятия "товары-заменители" и "дефектные товары".

Товары-заменители натуральных продуктов (суррогаты) не относятся к фальсифицированным, если на маркировке в товаросопроводительных документах указывается подлинное наименование (иногда состав), а цена соответствует их качеству и происхождению (пример -бульонные кубики, имитирующие куриный бульон). Замена же наименования на маркировке и повышение цены до цены натурального продукта является одним из способов фальсификации.

К дефектным относятся товары, имеющие хотя бы одно несоответствие обязательным требованиям стандарта. Если такие товары с критическими дефектами реализуются вместе со стандартными товарами по тем же ценам, то они считаются фальсифицированными. Дефектные товары, реализуемые по более низким ценам, которые адекватны снижению уровня качества, не являются фальсифицированными, так как при этом отсутствует главное условие - обман с целью незаконного получения прибыли.

Обычно фальсификация связана с частичной или полной подменой одного объекта другим, что вызывает изменения не только вида, но и

10

качества. Поэтому следует различать два основных вида фальсификации: видовой (ассортиментный) и качественный. Первый вид фальсификации обусловлен заменой одного объекта другим, менее ценным и хуже удовлетворяющим потребности при использовании по назначению, что, в конечном счете, приводит к более низкому качеству.

Качественная фальсификация - это подделка объекта того же вида, но с более низкой градацией качества. В практике торговли такая фальсификация называется пересортицей и может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.

Не менее важным является выявление способов фальсификации товаров, к которым относятся: изменение состава путем добавления малоценных компонентов (доброкачественных или недоброкачественных); замена одних компонентов другими, менее ценными; применение имитаторов естественных процессов низкокачественного сырья, удешевление технологий и т.д. К средствам количественной фальсификации относятся фальсификация маркировки, недовложения, недовес, недолив и т.д. Подделка документов на продукцию также относится к способам фальсификации.

Важную роль в распознавании фальсификации играет органолептический метод анализа. Этот метод имеет решающее значение в оценке качества виноградных вин, чая, кофе и некоторых других продуктов.

С помощью органолептического анализа можно относительно легко определить видовую принадлежность мяса при осмотре туш, полутуш или крупных отрубов.

При проведении органолептического анализа, а также при приемке и покупке товара, в первую очередь необходимо обратить внимание на состояние упаковки товара и его маркировку.

Основными требованиями к упаковочным материалам являются следующие:

  • безвредность для здоровья при непосредственном соприкосновении материала с пищевыми продуктами;
  • механические свойства (прочность на разрыв и прокол);
  • теплофизические (морозостойкость и теплостойкость);
  • паро- и газопроницаемость;
  • влаго- и жиростойкость;
  • технологические свойства;
  • экологическая безопасность по отношению к окружающей среде.

11

Для анализа органических соединений, входящих в состав различной продукции, наиболее эффективными и информативными методами решения всех трех типов задач являются методы газовой хроматографии (ГХ) и хроматомасс-спектрометрии (ГХ, МС). Последний метод, наряду с высокой чувствительностью и эффективностью, позволяет достаточно надежно идентифицировать органические соединения.

12



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved