Глава 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В учебнике речь пойдет не вообще о педагогической деятельности, которой занимаются почти все взрослые люди как родители, а о работе профессионала-педагога, т. е. человека, занимающегося преподавательской и воспитательной работой. Первоначальный смысл этого слова претерпел существенные изменения. В дословном переводе с древнегреческого языка "педагог" - это "детоводитель", т. е. раб, водивший ребенка к учителям, его наставник. У слова "педагог" есть несколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: "воспитатель", "наставник", "учитель". На последнем следует остановиться подробнее. Слово "учитель" принято употреблять как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей. Словом "учитель" называют людей, создавших свои школы в областях науки, литературы, искусства. Высокое это звание с полным правом носят А.С. Пушкин, К. Станиславский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители культуры.
Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.
Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим питомцам. "Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, - писал К.Д. Ушинский, - чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим". Учитель
15
управляет процессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.
Профессия учителя - одна из древнейших, важнейших и почетнейших в обществе. Она появилась тогда, когда в рабовладельческом обществе возникла школа, т. е. в V-IV вв. до н. э. В родовом же обществе функции учителей выполняли жрецы, старейшины, т. е. авторитетные, мудрые и уважаемые люди. Каждая эпоха рождала своих выдающихся педагогов. Это - Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Коменский в средневековой Европе, Песталоцци, совершивший свой педагогический подвиг в Швейцарии, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, наши соотечественники, жившие совсем недавно, - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Все эти великие люди отдали свои сердца детям, совершив каждый свой педагогический подвиг, оставив неизгладимый след в истории человечества. (В приложениях даны краткие справки об их деятельности.)
Функции (от лат. "обязанность", "назначение") педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Учитель прежде всего учит, т. е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательная работа - все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т. е. реализуется воспитательная функция.
Следует отметить, что в традициях русской интеллигенции учитель, особенно сельский, никогда не ограничивал свою деятельность только служебными рамками. Русский учитель - это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями - это, как правило, общественная добровольная деятельность, т. е. выполнение общественно-педагогической функции.
16
Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская.
В работе педагога выделяют следующие взаимосвязанные виды деятельности:
- а) диагностическую;
- б) ориентационно-прогностическую;
- в) конструктивно-проектировочную;
- г) организаторскую;
- д) информационно-объяснительную;
- е) коммуникативно-стимулирующую;
- ж) аналитико-оценочную;
- з) исследовательско-творческую (И.Ф. Харламов).
Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.
Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, проще говоря, в прогнозировании конечного результата.
Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.
Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.
В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.
Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости - прощать. По сути, вся деятельность педагога носит
17
коммуникативный характер, а у психологов - это приоритетное направление.
Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т. е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.
Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.
18