Роль психологического обеспечения системы образования в настоящее время значительно повышается. Это связано с возрастанием роли человеческого фактора в современном обществе, побудившим говорить об опережающей функции образования по отношению к реформированию России, направленности образования на формирование и развитие человека с позитивными ценностями, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, готового к активному переустройству общества, обладающему практическими навыками и умениями в области поведения на рынке труда, экономики и социальных отношений.
11
В стране сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании. Первый уровень представлен педагогами-психологами, социальными педагогами (частично осуществляющими функции психологов), логопедами, работающими непосредственно в школах. Второй уровень - методические кабинеты и центры в районных (региональных) отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в школах. К этому же уровню можно отнести специализированные центры и службы (например, коррекционные и профориентационные центры, медико-психологические консультации, дефектологическую, психотерапевтическую и психиатрическую службы), осуществляющие специализированную помощь и консультирующие в особых случаях. Третий уровень - органы управления и специализированные службы Министерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системы образования. Для научного обеспечения работы психологической системы в образовании созданы или привлекаются научно-исследовательские центры федерального (например, Институт психологии Российской Академии образования) или регионального уровня (областные научно-практические центры).
Психологическое обеспечение системы образования осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, развивающее, консультативное, обучающее, просветительское. Главная цель этого обеспечения - психологическое благополучие участников образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов.
Психологическое обеспечение системы образования постепенно складывается в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Разнопрофильные специалисты (социальные педагоги, врачи-дефектологи, социальные работники, психологи, психотерапевты, логопеды и др.) оказывают помощь участникам образовательного пространства практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования.
Во многих регионах система психологического обеспечения доказала свою необходимость и востребованность всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием.
12
В системе психологического обеспечения существует сеть учреждений, занимающихся переобучением и повышением квалификации педагогов-психологов и других специалистов. В нее входят областные институты повышения квалификации, научно-методические и учебные центры профессионального образования. Они регулярно проводят курсы повышения квалификации, методические семинары, мастерские, организуют стажерские площадки для управленческих работников, социальных педагогов и психологов.
Во многих регионах созданы информационно-методические службы, имеющие базы данных, методические подборки и выпускающие информационные бюллетени. Существуют серверы, обеспечивающие работу педагогов-психологов в сети Интернета. Для обмена опытом работы проводятся конференции и выставки-конкурсы.
Основные понятия: система образования, принципы государственной политики в области образования, образовательные учреждения, альтернативные учебные заведения, государственные и муниципальные образовательные учреждения, реформа образования, психологическое обеспечение образования.
- Что, по вашему мнению, является решающим фактором, определяющим характер системы образования?
- В чем проявляется гуманистичность принципов государственной политики России в области образования?
- Где педагог может получить методическую помощь?
- В беседе с руководителем школы выясните, какие органы самоуправления есть в ней, каковы их функции.
- Узнайте, какие учреждения дополнительного образования функционируют в вашем населенном пункте. Каковы их функции?
- Найдите в словаре слово "муниципальный". Каким учреждением является ваша школа: государственным, муниципальным, частным?
- В чем вы видите основные трудности перехода на 12-летний срок обучения?
- Обоснуйте психологическую целесообразность начала обучения в шестилетнем возрасте.
13
- Выясните, в чем проявляется психологическое обеспечение деятельности конкретного образовательного учреждения.
- Начертите схему психологического обеспечения системы образования России.
1. Какой из принципов государственной политики в области образования требует ориентации на уровень развития и подготовленности обучаемых:
а) свободы и плюрализма образования; б) общедоступности образования; в) светского характера образования?
2. К какой структуре образовательных учреждений относится детская музыкальная школа:
а) общего образования; б) дополнительного образования; в) профессионального образования?
3. Какая школа называется основной:
а) начальная; б) девятилетняя; в) одиннадцатилетняя?
4. Как называется высший управленческий орган системы образования в стране:
а) Министерство народного образования; б) Министерство народного просвещения; в) Министерство образования?
5. Какова продолжительность обучения в начальной школе в соответствии с новой реформой образования:
а) 3 года; б) 4 года; в) 5 лет?
6. Специалисты какого профиля участвуют в психологическом обеспечении системы образования:
а) только психологи; б) психологи и социальные педагоги; в) психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектологи и другие специалисты?
14