В предыдущей главе было рассказано о том, как строится подготовка специалиста в высшей педагогической школе (основные учебные блоки: общекультурные и социально-экономические дисциплины, математические и естественнонаучные дисциплины, дисциплины общепрофессиональной и предметной подготовки).
Остановимся на последних разделах, чтобы студенты могли представить содержание своей будущей профессиональной подготовки. Эти разделы включают в себя учебные дисциплины, на изучение которых отводится 3500 аудиторных часов, т. е. свыше 70% учебного времени.
Учебный план построен таким образом, что от наиболее общих вопросов профессиональной подготовки осуществляется постепенный переход к более конкретным, частным.
После изучения курса "Введение в психолого-педагогическую деятельность", которому и посвящена данная книга, студенты будут осваивать основы общей психологии и педагогики. Так как в структуре профессиональной деятельности педагога-психолога существенное место занимают исследования, то студенты будут изучать достаточно объемный курс "Методология и методы психолого-педагогических исследований", который подготовит их к исследовательской деятельности. Познать общие закономерности и факторы развития человека, его природу, взаимодействие человека и культуры поможет курс "Психолого-педагогическая антропология", который как бы продолжает изучение возрастной анатомии и физиологии.
113
Для того чтобы реализовать системно-генетический подход в подготовке специалиста, необходима опора на принципы историзма. Он реализуется в процессе изучения таких курсов, как "История образования и педагогической мысли", "История психологии ".
Предметная подготовка предусматривает основательное изучение ведущих разделов психологии в соответствующих дисциплинах: "Возрастная психология", "Педагогическая психология", "Социальная психология", "Клиническая психология", "Математические основы психологии", "Психодиагностика", "Психологическое консультирование", "Психолого-педагогическая коррекция", "Психотерапия", "Конфликтология", "Психологическая служба в образовании", "Основы профориентологии". Причем все названные курсы предполагают сравнительно большой объем аудиторных учебных занятий (от 75 до 100 ч).
В значительно большем объеме, чем студенты других специальностей, будущие педагоги-психологи изучают педагогику. На освоение таких курсов, как "Теория и методика воспитания", "Теория обучения", "Социальная педагогика", "Управление образовательными системами", и упомянутых выше курсов основ и истории педагогики отводится более 400 аудиторных часов.
На последних курсах обучения больше внимания уделяется специализации, т. е. углубленному изучению какого-то направления профессиональной деятельности. В это же время студенты занимаются в практикумах, которые дают возможность овладеть наиболее сложными профессиональными умениями (тестированием, консультированием, диагностикой). На каждом году обучения студент проходит определенный вид практики.
114