6.3. АНАЛИЗ РАСХОДОВ

Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств банка на выполнение операций и обеспечение функционирования банка. Анализ расходов в целом осуществляется по тому же плану, что и анализ доходов. Прежде всего производится группировка расходных статей баланса:

Расходы всего = Процентные расходы + Непроцентные расходы.

Рассмотрим каждое из слагаемых в отдельности.

  1. Процентные расходы - начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте.
  2. Непроцентные расходы:
  • операционные - почтовые и телеграфные расходы клиентов; уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по валютным операциям;
  • по обеспечению функционирования банка - на содержание аппарата управления, хозяйственные (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);

307

  • прочие расходы - штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.

При анализе банковских расходов в первую очередь определяется удельный вес групп расходов в их общей сумме, а также изучается их динамика.

Очевидно, что процентные расходы занимают значительную долю в общих расходах (около 70%). Отчасти это оправдано, так как ряд причин, вызывающих рост процентных расходов, носит объективный характер. Однако существуют факторы, которые банк сам может устранить и тем самым уменьшить процентные расходы, что сразу отразится на росте его прибыли. В разд. 4.3 были рассмотрены объективные и субъективные факторы роста процентных доходов. Анализ этих факторов помогает банку по возможности управлять ими.

Банку следует уменьшать те затраты, которые занимают наибольший удельный вес. Однако это должно происходить не в ущерб деятельности самого банка. Нецелесообразно сокращать расходы по обеспечению функционирования банка, но можно уменьшить сумму штрафов, неустоек и т.д. Например, санкции-штрафы, установленные в размере 0,5% за несвоевременное зачисление (списание) суммы за каждый день задержки.

Расходы банка можно представить и в ином виде:

Расходы всего = Операционные расходы + Расходы по обеспечению функционирования банка + Прочие расходы

Общая сумма расходов равна сумме данных по счету 702 баланса банка. Рассмотрим каждое из слагаемых.

  1. Операционные расходы (P1) - уплаченные проценты и комиссионные, расходы по валютным операциям, почтовые и телеграфные расходы клиентов.
  2. Расходы по обеспечению функциональной деятельности банка (Р2) - зарплата и другие расходы по содержанию штата, чистые хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, оплата услуг.
  3. Прочие расходы банка (Р3) - уплаченные штрафы, проценты и комиссионные прошлых лет и др.

При анализе банковских расходов определяются роль и место каждой группы расходов в их общей сумме. Например, доля операционных расходов:

Операционные расходы
Суммарные расходы
 , доля штрафов

308

(пени и неустоек) в общей сумме расходов:

сч. 70106
Суммарные расходы
 , доля расходов по уплаченным процентам за кредитные ресурсы, полученные из других банков:
Сумма процентов, уплаченных банкам
Суммарные расходы
 .

Динамика расходных статей анализируется по сравнению с предыдущим периодом или плановым показателем. При этом увеличение доли прочих расходов банка свидетельствует об ухудшении управления банковскими операциями.

Значительное место в анализе расходов занимают показатели, характеризующие разные виды расходов на 1 руб. средних остатков по активным операциям:

  • 1)
    Расходы по содержанию персонала
    Средние остатки по активам
     
  • 2)
    Хозяйственные расходы банка
    Средние остатки по активам
     
  • 3)
    Прочие расходы
    Средние остатки по активам
     

Данные соотношения показывают, насколько прибыльно осуществляются активные операции банка. При этом полученные результаты сравниваются с данными других банков. Показатель

Проценты уплаченные
V
  характеризует соотношение расходов "работающих" активов.

Показателем эффективности деятельности банка служит себестоимость банковских продуктов. Ее исчисление необходимо для изучения возможностей банка (см. разд. 4.4). Себестоимость банковских активных операций может быть охарактеризована средней суммой расходе!; па обслуживание одного клиента.

Подводя итог, следует отметить, что сокращению суммарных расходов банка способствуют:

  • оптимизация структуры ресурсной базы;
  • уменьшение непроцентных расходов.

309



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved