В условиях обшей нестабильности государство не может не заботится о сохранности вкладов населения и мелких предпринимателей. Законодательством РФ о банковской деятельности предусмотрены определенные меры защиты вкладчиков путем страхования депозитов и создания соответствующего фонда для обеспечения стабильности банковской системы. До 1 января 1994 г. таковыми являлись фонды страхования депозитов в коммерческих банках и страхования коммерческих банков от банкротств. Функция по страхованию ранее принадлежала ЦБ. Ассоциация российских банков предложила создать независимую организацию, которая занималась бы страхованием средств вкладчиков.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации" Совет Директоров Банка России счел целесообразным передать средства, перечисленные в 1991-1993 гг. банками в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, в создаваемый Федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) населения в качестве страховых взносов коммерческих банков, а средства, ранее перечисленные в фонд страхования коммерческих банков от банкротств, передать коммерческим банкам.
В целях обеспечения устойчивости функционирования банковской системы ЦБ установлены нормативы отчислений в фонды страхования депозитов и коммерческих банков от банкротств, фонды компенсации разниц в процентных ставках. Расчет отчислений представлен в табл. 4.10.
С 1 января 1995 г. был прекращен сбор в фонды страхования депозитов и банкротств банков в ЦБ. Эти фонды в настоящее
207
Таблица 4.10
Расчет отчислений коммерческими банками
Показатель |
Сумма |
Номер, дата, сумма платежного поручения на перечисление средств |
1. Доход коммерческого банка за отчетный месяц (сч. 701) |
|
X |
2. Отчисления в фонды: |
X |
X |
а) страхования депозитов (1% суммы по стр.1), б) страхования от банкротств (1% суммы по стр.1). |
|
|
3. Отчисление в фонд компенсации разниц в процентных ставках: |
X |
X |
а) доход, полученный от применения процентных ставок по ссудам, превышающих предельно установленные ЦБ РФ, б) другие доходы от операций по производству и торговле материальными ценностями, подлежащие перечислению в фонд (стр. 3а + 1% (стр. 1 - стр. 3а)). |
|
X |
время находятся непосредственно в банках, хотя перед государством осталась задача - создать систему страхования депозитов, которая будет содействовать сохранности сбережений вкладчиков. Речь идет о создании корпорации по страхованию депозитов.
Система страхования депозитов весьма сложная, но в любом случае основными целями страхования депозитов являются укрепление доверия граждан к банкам и защита интересов вкладчиков. Все коммерческие банки обязаны иметь корреспондентские счета в РКЦ Банка России (см. разд. 4.2.). Они делают определенные в законодательном порядке отчисления в фонды страхования депозитов, страхования коммерческих банков от банкротства, компенсации разницы в процентных ставках, а также на счет обязательных резервов. Для этого банк перечисляет средства на счет 30202 в фонд обязательных резервов в ЦБ, а также на счет 10701 в фонд собственных резервов (см. разд. 2.4). Эти резервы и используются в случае банкротства банка для погашения долгов. Такая система страхования дает определенные гарантии в поддержании устойчивости банковской деятельности.
208
Главное событие, которое связано с вступлением в силу нового Закона "О банках и банковской деятельности", является регламент обязательного страхования вкладов граждан. Банки смогут создавать фонды добровольного страхования вкладов, за счет которых и будут производиться выплаты вкладчикам обанкротившихся банков. Банки в свою очередь будут обязаны информировать своих клиентов о своем участии или неучастии в таких фондах.
В настоящее время появился новый вид страхования - страхование профессиональной ответственности. В общем виде схема этого вида страхования не сложна - банк платит страховой взнос и страховщик гарантирует выплату суммы убытков, которые понесет банк, компенсируя ущерб. Однако страховая компания оплатит только те убытки, которые повлекли за собой непреднамеренные действия. К примеру, если суд признает, что неправильные действия совершены умышленно, то страховую плату банк не получит. Профессиональную ответственность своих работников банки в большинстве случаев предпочитают страховать сами и сразу всех - это повышает престиж банка и говорит о его большой надежности. В настоящее время минимальная страховая сумма в банковской деятельности равна 100 минимальным заработным платам. Тарифная ставка (в процентах от страховой суммы) составляет 4,5%.
С целью реализации своих полномочий в области денежно-кредитной политики ЦБ России образует резервный фонд кредитной системы страны, который формируется путем резервирования части привлеченных банком ресурсов.
Режим обязательных резервов впервые введен в США. Первоначально он был задуман как средство страхования риска, чтобы гарантировать выплаты вкладчикам, затем он стал инструментом кредитной политики. Обязательные резервы - это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет ЦБ. Главная причина проведения политики резервирования заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимосвязь, которую и использует ЦБ, чтобы повлиять на поведение коммерческих банков. Кредитный потенциал банков увеличивается настолько, насколько сокращаются их обязательства по минимальным резервам. Минимальные резервы имеют двойное назначение. Во-первых, они обеспечивают постоянный уровень ликвидности коммерческих банков. Во-вторых, они являются инструментом для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.
Кредитные институты могут расширить ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный
209
норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчислений, т.е. процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сокращать объем активных операций, что имело место в мае 1995 г. Введение обязательного резервирования части привлеченных банками средств обуславливает их разделение на две основные группы:
- децентрализованного обращения;
- централизованного обращения той части привлеченных банками средств, которая резервируется в ЦБ и используется им по своему усмотрению.
Центральный банк, устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, имеет возможность регулировать величину и динамику каждой из этих групп, влияя тем самым на структуру и объем привлеченных ресурсов коммерческих банков и воздействуя на их стоимость, а также на объем доходных активов. Управляя нормой резервирования, ЦБ одновременно оказывает влияние и на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов (см. разд. 3.6).
Изменение требований к уровню обязательных резервов является средством контроля за денежной массой страны. Денежная масса, выпускаемая в обращение, не может превышать общего размера средств коммерческих банков, зарезервированных на счетах ЦБ. Таким образом, общий объем резервных обязательств слагается из наличности и остатков на резервных счетах. Превращение части остатков на резервных счетах в наличные деньги не приведет к уменьшению общей суммы резервных обязательств, а следовательно, никак не повлияет на объемы выдаваемых коммерческим банком ссуд. Однако уменьшение требований к уровню обязательных резервов приведет к уменьшению активности кредитных учреждений.
При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного фонда ЦБ может предоставить ему краткосрочный кредит в соответствии с кредитным договором. При прекращении деятельности коммерческого банка ЦБ возвращает перечисленные ранее на резервный счет средства на его корреспондентский счет для осуществления расчетов по обязательствам.
Часто высказывается мнение, основанное на несколько поверхностном анализе, что система обязательных резервов ведет к иммобилизации части депозитов в той мере, в какой они являются эквивалентом не кредитов, предоставленных экономике, а средств, замороженных в ЦБ. Более глубокий анализ позволяет сделать иные
210
выводы. В той мере, в которой депозиты являются результатом банковского кредитования предприятий и частных лиц, можно допустить, что система обязательных резервов позволяет привлекать ЦБ к эмиссии платежных средств. Действительно, каждый раз, когда коммерческий банк создает дополнительную денежную массу, он вынужден переводить часть средств на свой счет в ЦБ в установленном порядке. Это обязательство может быть выполнено при условии, если ЦБ предоставит коммерческому банку средства, полученные в результате собственных кредитных операций.
Обязательные резервы, выраженные в процентах от вклада, принятого за 100%, называют нормой резервирования. По разным видам вкладов устанавливается своя резервная норма. Последнюю следует отличать от суммы обязательных резервов. Дело в том, что при изъятии вкладчиками части своих средств, норма резерва не изменяется, а вот сумма обязательных резервов будет сокращена.
В феврале 1994 г. ЦБ России утверждено положение "О порядке формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в ЦБ России". В нем есть нововведения в существующий порядок расчета резервов. Коммерческим банкам предоставлено право самостоятельно определять формулу расчета среднемесячного остатка средств, принимаемых за базу для исчисления суммы резерва. Банк может исходить из суммы остатков за каждый рабочий день месяца, за каждые 5 дней или же на каждое первое число месяца. Коммерческий банк может регулировать резервы не только на 1-е число месяца, но и на 16-е. Кроме того, в расчет средств, часть которых подлежит резервированию, входят теперь и остатки по счетам 52001, 52101, 52201 - выпущенные банком обращающиеся долговые обязательства (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и т.д.), за исключением облигационных займов. Письмом, утвердившим Положение о порядке формирования фонда обязательных резервов, утверждены и нормативы резервирования. Динамику нормативов можно представить следующим образом:
- конец 80-х годов - 5% суммы привлеченных средств;
- 1991 г. - 2% суммы привлеченных средств;
- 1992 г. - 20% суммы привлеченных средств (позднее дифференцировано - 20% по счетам до востребования и 15% по срочным обязательствам);
- февраль 1995 г. - 22% по счетам до востребования и срочным вкладам до 30 дней; 15% по срочным обязательствам от 31 до 90 дней; 10% по срочным обязательствам свыше 90 дней и 2% по валютным счетам;
211
- ноябрь 1996 г. - 16% по счетам привлеченных средств до востребования и срочных вкладов до 30 дней; 13% - по срочным обязательствам от 31 до 90 дней; 10% - по срочным обязательствам свыше 90 дней; 5% - по валютным счетам (от остатка на счете 07);
- май 1997 г. - 14% по счетам до востребования и срочным вкладам до 30 дней; 11% - по срочным обязательствам свыше 30 дней; 8% - по срочным обязательствам свыше 90 дней; 6% - по валютным счетам, а с ноября 1997 г. - 9%.
Таким образом, ставка по обязательным резервам учитывает вид и срок вкладов. Согласно Дополнению № 2 к "Положению о порядке формирования фонда обязательных резервов коммерческих банков, кредитных учреждений в ЦБ РФ" процент отчислений берется из остатков привлеченных средств, в которые включаются пассивные остатки по текущим, расчетным счетам предприятий, депозитные счета юридических лиц, счета нерезидентов, счета "Лоро" (пассивные корреспондентские счета). По новому Положению отчисления практически удвоили фонд обязательных резервов коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБ.
Следует иметь в виду, что в случае увеличения или уменьшения размера привлеченных средств в истекшем месяце по сравнению с предыдущим сумма, подлежащая перечислению в фонд регулирования кредитных ресурсов банковской системы страны, соответственно увеличивается или уменьшается. Учреждения ЦБ по месту нахождения коммерческих банков проверяют правильность составления ими расчетов по перечислению средств на резервный счет в ЦБ исходя из предоставленных балансов и выполненных расчетов.
Таким образом, новый порядок существенно облегчает коммерческому банку поддержание ликвидности баланса, давая ему много возможностей снизить объем обязательных отчислений в резервный фонд.
Система обязательных резервов имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, она является методом регулирования кредитной политики, а во-вторых, обязательные резервы не являются замороженными средствами, так как могут быть использованы при необходимости (например, когда потребность в ликвидных средствах увеличивается в результате снятия денег со счетов, хотя они должны быть возвращены в течение нескольких дней).
Существенным недостатком системы минимального резервирования в России является раздельное ведение централизованных корреспондентских и резервных счетов, а также счетов, на которых отражаются предоставляемые ЦБ кредиты, что усложняет
212
схему вертикальных связей, лишает экономические инструменты управления "действенности". Жесткость механизма расчетов через корреспондентские счета усиливается отсутствием клирингового режима их работы. Целесообразно было бы объединить указанные выше счета, открываемые в ЦБ, в единый резервно-корреспондентский счет, величина кредитового сальдо на котором должна соответствовать утвержденному нормативу резервных требований, а размер его недостатка, в том числе и дебетового сальдо, рассматривать как ссуду ЦБ с взиманием соответствующего процента, равного ставке рефинансирования.
213