Одним из источников доходов в бюджете являются налоги. Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица. Объектом налогообложения являются доходы (прибыль), отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами и т.д.
Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующим субъектом и государством. Налогообложение базируется на ряде принципов, главные из которых - равномерность и определенность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равнонапряженности налогового изъятия. Суть принципа определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Государство определяет размер налогов, срок внесения их и меры взыскания к тем субъектам, которые нарушают предписания, содержащиеся в правовых нормах. Ни одному налогоплательщику за вносимые в бюджет средства государство непосредственно никакого эквивалента не предоставляет. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" взимаемые налоги впервые были разделены на три группы: федеральные, республиканские, местные. Налоговые ставки
199
устанавливаются высшим органом законодательной власти РФ и другими органами государственной власти. По налогам введены различные льготы, которые применяются только в соответствии с законодательством.
По действующему законодательству банки и другие кредитные учреждения обязаны платить следующие налоги: на прибыль, на имущество, земельный, транспортный, на добавленную стоимость, за пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на рекламу, на содержание жилищного фонда и др., а также взносы в социальные внебюджетные фонды, сбор на нужды общеобразовательных учреждений и т.д. Следует учесть, что в соответствии с новым законодательством вместо налога на операции с ценными бумагами взимается разовый сбор в размере 0,8% первичной эмиссии.
Рассмотрим некоторые из указанных налогов.
Налог на прибыль. С 1 января 1994 г. в налогообложение банков и других кредитных учреждений внесены существенные изменения. Эти изменения затронули прежде всего доходы. Для всех учреждений кредитной системы установлен общий порядок обложения, действующий для юридических лиц России и определенный Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (от 27 декабря 1991 г.) с последующими дополнениями и изменениями. Помимо коммерческих банков и других кредитных учреждений к обложению с прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения, теперь привлечены ЦБ РФ и его учреждения. Обложение кредитной системы по прибыли, а не по доходу, как было раньше, совпадает с налоговой практикой развитых стран.
Российский налог на прибыль банков - это возврат к практике 1990-1991 гг. Ныне учреждения банковской системы платят налог на прибыль, который регулируется Инструкцией Государственной налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (от 6 марта 1992 г.) с учетом последующих изменений и дополнений. Максимальная ставка налога на прибыль в 1994 г. установлена в размере до 43% налогооблагаемой базы кредитных учреждений (13% в республиканский бюджет РФ и 22-30% в бюджеты субъектов федерации по решению их государственной власти). Эта база исчисляется в соответствии с Положением "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями",
200
утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. Данное Положение состоит из четырех разделов, определяет содержание объекта обложения и порядок расчета прибыли для всех плательщиков кредитной системы.
В первом разделе Положения предусмотрен состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы. К ним в частности относятся:
- Суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам, размещенным банком.
- Комиссионные и иные сборы (плата) за переводные, инкассовые и другие банковские операции, в том числе за услуги по осуществлению корреспондентских отношений.
- Плата за услуги за открытие и ведение расчетных, валютных и иных счетов, а также за оказание консультационных, экспертных и других услуг.
- Доходы от факторинговых, трастовых, форфейтинговых операций.
- Доходы по гарантийным и акцептным операциям.
- Плата за услуги населению.
- Плата за инкассацию, за перевоз денежных средств, ценных бумаг и другой документации.
- Доходы за работу по размещению государственных ценных бумаг и резервов федерального казначейства РФ и его территориальных органов.
- Доходы по операциям с ценными бумагами.
- Доходы от операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и др.
- Доходы от сдачи в аренду имущества.
- Разница между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком (за исключением продажи акций при формировании уставного фонда банка).
- Разница между ценой реализации и ценой приобретения бумаг, принадлежащих банку.
- Денежные и основные средства, материальные и нематериальные актины, безвозмездно передаваемые банку юридическими или физическими лицами.
- Доходы от приобретенных брокерских мест на биржах.
- Суммы, перечисленные банку клиентами, в счет возмещения телеграфных, почтовых и других услуг связи.
- Проценты и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы.
- Излишки кассы банка.
201
- Прочие доходы.
Во втором разделе Положения перечислены расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, и иные расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль. В себестоимость оказываемых банками услуг входят суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога за пользование автомобильными дорогами, налога на приобретение транспортных средств и налога с владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (услуг, работ) или относимых на издержки.
Банки по данному Положению должны делать обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ.
В новом Положении некоторые виды затрат уточнены, что облегчает расчеты для кредитной системы налога на прибыль. Например, платежи по обязательному имущественному страхованию банков и отдельных категорий его работников даны в общем виде без ограничения их размеров, как было ранее. Важным моментом этого раздела является указание о начисленных и уплаченных процентах по долговым обязательствам (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и др.). Кроме того, из доходов банков вычитаются расходы по организации и выпуску ими своих ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, уточнены расходы по межбанковским кредитам и кредитам по рефинансированию. Расходы, связанные е валютными операциями, также изложены с необходимыми пояснениями. Вопросы об амортизационных отчислениях по основным фондам, малоценным и быстроизнашивающимся материалам, нематериальным активам изложены достаточно подробно.
Новыми видами затрат, включенными в себестоимость услуг, являются оплата аудиторских, маркетинговых услуг, расходы на изготовление, пересылку носителей банковской информации и др.
При расчете налогооблагаемой базы важное значение имеет порядок исчисления и отнесения затрат, нормируемых законодательством. К таким затратам относятся представительские расходы, расходы на рекламу, а также подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Сумма этих
202
трех видов нормируемых расходов оплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В третьем разделе Положения указаны относимые на финансовые результаты деятельности банков доходы и расходы.
В четвертом разделе Положения приведен перечень расходов, которые не относятся на себестоимость банковских услуг и не учитываются при уплате налогов на прибыль. К таким расходам относятся выплаты различных видов премий и других вознаграждений, а также затраты капитального характера и те, которые осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты обязательных платежей в бюджет.
С переходом на новый порядок налогообложения банки и другие кредитные учреждения получили некоторые дополнительные льготы:
- не облагается налогом на прибыль сумма, направляемая на финансирование капитальных вложений, а также на содержание социально-культурных объектов, находящихся на балансе кредитного учреждения;
- полностью освобождается от налога банковская прибыль, полученная от предоставления целевых кредитов на срок 3 года и более для тех предприятий, которые используют его на развитие собственной производственной базы;
- банки имеют право снизить ставку налога на прибыль в 1,5 раза, если они предоставляют не менее 50 % общей суммы своего кредита на развитие сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельхозпродукцию, а также малым предприятиям (кроме снабженческо-сбытовых, торговых и закупочных);
- не подлежат обложению дивиденды по акциям, выплачиваемые физическим лицам, если они остаются в банке и используются для капитальных вложений;
- налогооблагаемая прибыль банка уменьшается на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством. Данная льгота действует при двух условиях: если сумма отчислений не превышает 50% валовой прибыли и если создаваемые фонды не превышают 25% уставного капитала.
Кроме того, на кредитную систему распространяются все льготы по налогу на прибыль, предусмотренные Законом о налоге на прибыль предприятий и организаций от 27 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.
203
Налог на имущество. Учреждения кредитной системы РФ обязаны платить налог на имущество. Причем, если раньше налог на имущество банков справедливее было бы назвать налогом на собственные средства, то теперь данный налог полностью соответствует своему названию - им облагаются только иммобилизованные средства коммерческого банка (основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, нематериальные активы, материалы и расходы будущих периодов).
Документом, изменяющим порядок обложения банков налогом на имущество, является письмо Госналогслужбы РФ от 25 февраля 1994 г. Максимальная ставка повышена с 1 до 2%, но изменение порядка расчета налогооблагаемой базы сокращает выплаты по налогу на имущество банка в 5 - 6 раз.
Имущество для целей налогообложения определяется по среднегодовой стоимости. За отчетный период эта стоимость исчисляется по формуле средней хронологической:
Y =
где yi - стоимость имущества на первое число каждого квартала отчетного периода (т.е. 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего года).
Стоимость основных средств и сумма износа для расчета среднегодовой стоимости имущества за 1994 г. принимаются:
- на 01.01.94 г. - с учетом переоценки, проводимой по состоянию на 01.01.94 г.;
- на 01.01.95 г. - без учета переоценки, проводимой по состоянию на 01.01.95 г. Результат указанной переоценки надо учитывать при расчете среднегодовой стоимости имущества в 1995 г.
Следует обратить внимание на то, что вновь организованные кредитные учреждения в течение первого года после регистрации (за исключением созданных на базе ликвидированных или реорганизованных) не платят налог на имущество. Льготы по налогу на имущество, предоставляемые банком, сводятся к следующим:
- изъято из обложения имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа;
- при расчете налогооблагаемой прибыли плательщик уменьшает стоимость своего имущества на сумму, равную балансовой стоимости того имущества, которое используется исключительно для пожарной безопасности (за вычетом износа), а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе кредитного учреждения (за вычетом износа).
204
Конкретные ставки налога на имущество предприятий определяют субъекты Федерации. Сумма налога на имущество банка или кредитного учреждения зачисляется равными долями в бюджет субъекта федерации и местный бюджет по месту нахождения налогоплательщика.
Налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения НДС в кредитной системе являются следующие операции:
- выдача поручительства, гарантий и иных обязательств за третьих лиц;
- услуги по инкассации;
- форфейтинговые, факторинговые, трастовые операции;
- консультационные, информационные, экспертные, посреднические (брокерские) услуги;
- сдача в аренду имущества (в том числе по договору лизинга);
- услуги населению (предоставление в пользование индивидуальных сейфов, прием и хранение ценных бумаг, проверка по таблицам очередных тиражей выигрышей облигаций, принятых на хранение);
- оборот по реализации имущества, принадлежащего банку. Этим налогом облагаются:
- рекламные и все другие услуги, за исключением сдачи земли в аренду, а также обороты по реализации товаров внутри банка для собственного потребления, бартерные сделки, безвозмездная (или с частичной оплатой) передача товара (работ, услуг), обороты по реализации предметов залога;
- операции по обработке поручений, требований, отказов от акцепта платежных требований, чеков, выписки дубликатов, а также операции по продаже чековых книжек;
- посреднические операции, совершаемые банком (например, вознаграждение за куплю и продажу иностранной валюты от имени и по поручению клиента).
В облагаемый оборот не включаются:
- средства, полученные (безвозмездно) от других юридических лиц (в виде финансовой помощи);
- доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов, при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций;
- средства от взимания штрафов, взысканий, пени, выплат неустоек, полученных за нарушение обязательств.
205
Льготы по НДС имеют операции, связанные с обращением валют, денег, банкнот, являющихся законным средством платежа, а также ценные бумаги (акции, векселя, облигации, сертификаты), за исключением брокерских и иных посреднических услуг. Сокращен период возмещения НДС по основным средствам с 2 лет до 6 месяцев. Эта льгота используется, если основные средства приобретены с НДС в 1993 г. и их стоимость не списана.
Банки, закупившие оборудование за рубежом и уплатившие НДС таможенным органам, имеют право на полное возмещение суммы налога после введения этих фондов в эксплуатацию.
Выполнение операций банка по кредитному договору, а также по договорам расчетного и кассового обслуживания освобождаются от НДС. Ставка НДС для банков и других кредитных учреждений установлена на уровне 20%.
Транспортный налог. Транспортный налог взимается со всех юридических лиц в размере 1% фонда оплаты труда с включением уплаченных сумм в себестоимость услуг. Форма расчета транспортного налога разработана применительно к форме расчета по взносам в фонды обязательного медицинского страхования. Плательщики вносят налог один раз в месяц в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Средства от взимания налога направляются в бюджет субъектов Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного и железнодорожного (пригородного) транспорта.
Сумма налога рассчитывается следующим образом:
Н =
М × С,
где М - мощность двигателя 1-го транспортного средства, л.с.; С - размер ставки годового налога по i-му виду транспортных средств, руб.
Налог с пользователей автомобильных дорог рассчитывается по формуле:
Н = 0.004V,
где V - фактический объем предоставляемых услуг, руб.; 0,004 - ставка налога (0,4%).
За нарушение норм налогового законодательства учреждения кредитной системы несут ответственность. Целым рядом нормативных актов, а также кодексами предусмотрена имущественная ответственность налогоплательщиков:
- за сокрытие или занижение дохода (прибыли);
- за сокрытие или неучет иного объекта налогообложения, кроме дохода (прибыли);
206
- за отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекших за собой сокрытие или занижение дохода;
- за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налогов;
- за задержку уплаты налога.
Взыскание сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится в бесспорном порядке.
207