Экономический анализ деятельности коммерческого банка представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов, тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обоснованием направлений развития банка.
Объектом анализа выступает коммерческая деятельность каждого отдельного банка и их группировок (по территориальному, функциональному или любому иному признаку). Субъектами анализа могут выступать: коммерческие банки; контрагенты банка, включая ЦБ; кредитные учреждения; государственные
12
налоговые службы; аудиторские фирмы; местные и центральные органы власти; реальные и потенциальные клиенты и корреспонденты банка; прочие физические и юридические лица.
Каждый из субъектов в процессе анализа преследует свои собственные цели. В связи с этим направления и критерии анализа могут быть различными.
Коммерческие банки на основе анализа своей деятельности стремятся к оптимизации структуры активных и пассивных операций в целях максимизации прибыли. Оценка имеющихся возможностей банка позволяет обеспечить их баланс с рыночными запросами, выработать обоснованные программы развития и поведения банка на рынке, создать адекватную основу для принятия решений. Анализ этих возможностей проводится с точки зрения исследования внешних и внутренних условий деятельности банка. Внешние условия, в которых функционирует банк, определяются направленностью экономической политики государства, а также контролирующей ролью ЦБР. Анализ внутренних условий деятельности банка строится на оценках его финансово-экономического положения, поведения на рынке, уровня технической оснащенности, а также на анализе организационной структуры банка.
Учреждения ЦБ в процессе анализа выявляют степень соблюдения коммерческими банками установленных экономических нормативов ликвидности и отчислений в централизованные фонды. Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы, анализ которых позволяет определить основные направления кредитно-денежной политики и государственного регулирования деятельности коммерческих банков. Банковское регулирование предполагает формирование и применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за их соблюдением. В то же время проверка финансового состояния коммерческих банков обеспечивает соблюдение инструкций ЦБ и оценивает их финансовую устойчивость. Процессы регулирования могут начаться еще до того, как банк начнет свои операции. Лицензирование коммерческих банков обычно заключается в следующем:
- минимальное требование к капиталу - данное условие установлено в целях ограничения доступа в сферу банковской деятельности или ограничения числа выдаваемых банкам лицензий;
- качество руководящего состава - все руководители и члены совета директоров или учредители банка должны
13
подвергаться проверке в правовом и финансовом состоянии и только компетентные и профессионально подготовленные лица могут участвовать в управлении банком;
- ограничения прав собственности - право владения банками должно полностью или в большей мере предоставляться гражданам данной страны. В тех случаях, когда группа акционеров, владеющая в общей сложности 15-20% акционерного капитала банка, заявляет о намерении принять на себя управление банком, разрешение на это должно быть получено у вышестоящих органов властей.
Государственная налоговая служба в процессе анализа отчетности коммерческих банков осуществляет финансовый контроль за выполнением банками обязательств перед бюджетом. Процесс банковского надзора имеет две формы: регулирующую (проверку отчетности) и надзорную (ревизию банка). На основании данных об активных и пассивных операциях, а также анализа бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках надзорные органы контролируют деятельность банков.
Перед аудиторами банков стоит задача проверки достоверности учета и отчетности банка, а также подтверждение или опровержение результатов их деятельности. Закон настоятельно рекомендует ежегодно проводить полный финансовый аудит банка.
Банковские клиенты и корреспонденты на основе анализа отчетности определяют устойчивость финансового положения банка, его надежность, перспективы развития, целесообразность дальнейших отношений с ним. Полученные данные можно группировать и сравнивать с информацией каждого конкретного банка. При анализе балансов коммерческих банков следует иметь ввиду, что в принципе они не обязаны детально раскрывать фактические размеры своих прибылей или убытков. Это обусловлено тем, что публикация данных о банках может повлечь панику среди вкладчиков и, как следствие этого, - отток депозитов. Кроме того, большинство банков не публикует имеющиеся резервы, посредством которых могут пополняться (или уменьшаться) их доходы. Следует иметь в виду, что резкая смена менеджмента банка является признаком того, что у банка имеются определенные проблемы. Это указывает либо на серьезные несогласия по вопросам проводимой политики, либо на намерения предоставить "протекционистский" кредит или кредит по политическим соображениям.
В связи со стремлением банков к сохранению коммерческой тайны и нежеланием обмениваться информацией со своими
14
конкурентами значительное преимущество имеет формирование супервизорами централизованного информационного кредитного бюро, в функции которого входят осуществление мониторинга за выделением крупных и мелких кредитов, оценка достаточности резервов и др. При этом ошибкой в условиях существования коммерческой тайны является согласие супервизоров не предоставлять информацию об обострении недостатков в деятельности банка. Это накладывает огромную ответственность на супервизора и ему придется отвечать за свои просчеты, когда они проявятся. Другая информация, такая как мошенничество, "черные списки" непорядочного персонала, правила процедур и инструкций, может находиться на централизованном хранении у супервизора банка.
15