Глава 6. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
В основе спроса лежат естественные человеческие потребности в продуктах питания, одежде, жилище, в различных услугах. Круг этих потребностей весьма широк и имеет тенденцию к росту. Предложение, в свою очередь, выступает в качестве ответной реакции на эти потребности.
Реальное проявление и взаимодействие спроса и предложения происходят на рынке, в виде рыночного механизма. Ведущая роль всегда принадлежит спросу. Задача предложения - удовлетворять спрос.
Важнейшими характеристиками спроса применительно к конкретному товару являются: объем спроса и цена спроса.
Исследования показывают, что между объемом спроса и ценой существует обратная связь: чем выше цена, тем меньше объем спроса, и наоборот1. Такого рода зависимость объема спроса и цены рассматривают обычно в качестве закона спроса.
В свое время английский экономист Роберт Гиффен обнаружил пример, противоречащий закону спроса. Описанная им ситуация имела место в Ирландии в середине XIX в., когда там разразился голод. Внимание Гиффена привлекла странная закономерность: объем спроса на картофель повышался вместе с ростом цены. Экономическая наука зафиксировала данный пример как парадокс Гиффена.
В действительности же в этом парадоксе странного ничего нет. Объем спроса на картофель повышался вместе с ростом его цены, потому что, во-первых, цены росли и на другие продукты питания, причем даже более высокими темпами, и, во-вторых, картофель всегда был основным продуктом питания ирландских бедняков.
104
Иногда предпринимаются попытки увеличить число такого рода парадоксов. Среди причин, вызывающих якобы одновременный рост цены и объема спроса, называют, например, эффект Веблена, эффект ожидаемой динамики цен, способность цены служить показателем качества товара и др.
Анализ показывает, что в названных выше ситуациях возникает лишь видимость нарушения закона спроса, поскольку в течение какого-то времени действительно наблюдается однонаправленное движение объема спроса и цены. Однако по истечении этого отрезка времени ситуация коренным образом изменяется, ибо всякие отступления от закона спроса исчезают.
Важнейшими характеристиками предложения применительно к конкретному товару являются: объем предложения и цена предложения.
Для рассмотрения взаимодействия спроса и предложения целесообразно воспользоваться их графическим изображением, совместив на одном рисунке линию спроса DD и линию предложения SS (рис. 6.1).
Точка пересечения этих линий представляет собой точку рыночного равновесия Е. На осях координат ей соответствует РЕ - равновесная цена и QE - равновесный объем. Объясняется это тем, что в точке QE объем спроса QD совпадает с объемом предложения QS, а в точке РЕ цена спроса PD совпадает с ценой предложения PS.
Как видим, равновесие рынка достигается тогда, когда сбалансированы все его основные параметры, а реальная рыночная цена и реальный рыночный объем продаж совпадают соответственно с РЕ и QE.
Если в какой-то момент рыночная цена отклонится от РЕ и выйдет, скажем, на уровень P1 то рынок окажется разбалансированным. Объем спроса при такой цене составит Q'D, а объем предложения - Q'S. Сравнив их друг с другом, видим, что Q'D > Q'S. В результате возникнет избыток спроса ΔQD, равный разности между Q'D и Q'S.
Рис. 6.1. Равновесие по Вальрасу
105
ΔQS = Q'D - Q'S
Избыточный спрос, усилив конкуренцию покупателей, станет оказывать повышающее воздействие на цену Р1 и она вернется в исходное положение.
Если бы рыночная цена оказалась на уровне Р2, а не Р1 то в этом случае объем спроса составил бы Q'’D, а объем предложения – Q''S. Как видим, здесь избыток относится к предложению (ΔQS), поскольку Q''S>Q''D. Отсюда:
ΔQS = Q''S - Q''D.
Избыточное предложение, усилив конкуренцию продавцов, станет оказывать понижающее давление на цену Р2, и она возвратится в исходное положение. Такой механизм восстановления рыночного равновесия был изложен в свое время Л. Вальрасом.
Существует, однако, и иной взгляд на механизм восстановления рыночного равновесия, при котором ведущая роль отводится не избытку спроса или предложения (ΔQD или ΔQS), а превышению цены спроса (PD) над ценой предложения (PS), и наоборот. Такой механизм в свое время был предложен А. Маршаллом. Рассмотрим его (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Равновесие по Маршаллу
При объеме продаж, равном QE, цена спроса (PD) совпадает с ценой предложения (PS), и обе они, в свою очередь, равны РЕ. Если объем продаж на рынке составит Q1, то цена спроса (P'D) превысит цену предложения (P'S). А поскольку рыночная цена в данной ситуации также выйдет на уровень P'D, то это, естественно, обеспечит продавцам избыточную прибыль. В результате они окажутся заинтересованными в увеличении предложения. Под влиянием роста предложения рынок вернется в исходное положение.
Иначе будут развиваться события, когда объем продаж окажется на уровне Q2. В этом случае цена спроса P''D (а следовательно, и рыночная цена) окажется ниже цены предложения P''S. Это значит, что продавцы вместо прибыли получат убыток. Поэтому они начнут сокращать объем предложения, вследствие чего рынок опять вернется в исходное положение.
Как видим, оба механизма обеспечивают достижение одних и тех же результатов. Однако такая их тождественность свойственна им лишь тогда, когда линия спроса имеет отрицательный наклон, а линия предложения - положительный наклон.
В дальнейшем будет показано, что если обе линии имеют одинаковый (отрицательный) наклон, то данные механизмы приводят к разным результатам.
106
1
Однако при более детальном рассмотрении связи между объемом спроса и ценой становится ясно, что эта связь достаточно сложна. Этой проблеме уделено много внимания в гл. 1 п. 1.1 настоящего учебника.