Слово является сложной структурно-семантической единицей и имеет целый ряд признаков. В зависимости от характера признаков весь словарь может быть разделен на группы и подгруппы связанных между собой или противопоставляемых друг другу единиц. Иногда при классификации принимается во внимание несколько признаков. Так, при выделении частей речи, являющихся лексико-грамматическими категориями, учитываются лексическое значение, система словоизменения, синтаксическая характеристика, структура и способы словообразования. Внутри каждой части речи по семантико-структурным признакам выделяются более мелкие группы.
O структурной и стилистической классификациях лексики речь шла выше1. Кроме них существуют классификация по сходству значения, классификация по сходству формы и этимологическая классификация.
При классификации лексики по сходству значения принимаются во внимание предметное и дефинирующее значения. При семантической классификации весь словарь может быть разделен на группы однополевых словарных единиц, т.е. лексических единиц, связанных сходством дефинирующего значения (иначе: тематически объединенных словарных единиц или единиц, принадлежащих к одному семантическому полю). Семантическое поле - это совокупность понятий, которым в объективной действительности соответствуют связанные между собой предметы, признаки, явления, действия. Так, можно говорить о семантических полях "Время", "Пространство", "Мыслительная деятельность", "Физический труд", "Борьба", "Радость" и др.
Однополевые слова могут быть категориально идентичными
120
и могут являться разными частями речи. Среди категориально идентичных однополевых слов можно выделить: слова с одинаковым предметным значением и слова, не совпадающие по объему значения, но имеющие сходное дефинирующее значение; слова, противопоставляемые по значению (антонимы), и слова, не противопоставляемые по значению.
При изучении иностранного языка с практической целью по каждой из предусмотренных программой тем отбирается учебный словарь-минимум, т.е. совокупность коммуникативно необходимых однополевых словарных единиц, категориально идентичных и являющихся разными частями речи, которые обеспечивают возможность речевого общения в ситуациях, предусмотренных целями обучения. При отборе репродуктивного словаря-минимума следует соблюдать 1) принцип частотности для данной темы и 2) принцип исключения стилистически маркированных синонимов. Принцип исключения синонимов заключается в том, что из всех наименований предмета, явления, действия в словарь-минимум включается только одно, стилистически нейтральное, слово или словосочетание; стилистически маркированные слова, являющиеся вторичным наименованием того же предмета, в репродуктивный словарь-минимум не входят. (В рецептивный словарь синонимы включаются без ограничений.) Лексика в учебном словаре-минимуме может быть организована различно. Наиболее удобен тематический принцип со структурно-логическим расположением материала внутри каждой темы. Так, отобранный и составленный по этим принципам словарь-минимум по теме "Motoring" имеет следующий вид:
car |
road (straight, winding, smooth, bumpy, wet, slippery) |
lorry |
two (three, four) lane road |
wheel (steering wheel, spare wheel) |
street (one way street, two way street) и т.д. |
tyre и т.д. |
|
take a driver's test |
drive a car |
pass a driver's test |
start a car |
get a driver's licence |
turn a car round и т.д. |
121
- Traffic keeps to the right (left) here.
- There is heavy (light, no) traffic here.
- What make is your car?
- What year is your car?
- It's a new make.
- It's the latest make и т.д.
122
1
См. разделы "Структурные типы слов" и "Стилистическая характеристика слова".