Ранее отмечалось, что важнейшая составляющая валовой прибыли - прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации (см. в табл. 6. 1). Поэтому в первую очередь анализируется общее изменение прибыли от реализации (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Оценка прибыли от реализации
(тыс. руб.)
78
Окончание таблицы 6. 2
Как видно из табл. 6.2, рост прибыли от реализации продукции на 659 тыс. руб., или на 83%, обусловлен ростом выручки от реализации продукции на 115,4% (14 542 тыс. руб.). Однако практически в тех же пропорциях (115,7; 123,7; 124,3%) увеличились все виды затрат. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом роста прибыли от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва определяется по графе 3 табл. 6.2:
10 415 + 1 562 + 1 906 = 13 883 (тыс. руб.).
Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:
- отпускных цен на продукцию;
- объема продукции;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
- цен на материалы и тарифов на услуги;
79
- затрат на 1 рубль продукции.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Факторный анализ прибыли от реализации
(тыс. руб.)
Обозначим:
q0 - количество реализованной продукции в базисном периоде;
- q1 - количество реализованной продукции в отчетном периоде;
- p0 - цена реализованной продукции в базисном периоде;
- p1 - цена реализованной продукции в отчетном периоде;
- c0 - себестоимость реализованной продукции в базисном периоде;
- с1 - себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде;
- P0 - прибыль от реализации продукции базисного периода;
- P1,0 - прибыль от реализации продукции отчетного периода в базисных ценах и себестоимости;
- P1 - прибыль от реализации продукции отчетного периода.
80
Используя данные табл. 6.3, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов.
1. Изменение отпускных цен на продукцию. Сравним данные стр. 1 гр. 3 и стр. 1 гр. 2 табл. 6. 3. Разница между ними в 12 729 тыс. руб. (27 138 - 14 409) свидетельствует об изменении
∆P(p) = ∑q1p1 - ∑q1p0 (6.2)
прибыли за счет отпускных цен на продукцию.
2. Изменение объема продукции. Умножим величину прибыли базисного периода (стр. 3 гр. 1) на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (стр. 2 гр. 2 : стр. 2 гр. 1), получим 909 тыс. руб. (794 × 10 307 : 9 005). Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода (794 тыс. руб.). В формализованном виде
∆P(K1) = P0 × K1 - P0 = P0 × (K1 - 1), (6.3)
где ∆Р (K1) - изменение прибыли за счет изменения объема продукции в оценке базисной себестоимости;
K1 - коэффициент изменения объема реализованной продукции в оценке по базисной себестоимости;
K1 =
. (6.4)
3. Изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным табл. 6.3 это выглядит так:
стр. 3 гр. 1 × (стр. 1 гр. 2 : стр. 1 гр. 1 - стр.2 гр.2 : стр.2 гр. 1);
794 × (14 409 : 12 596 - 10 307 : 3 005) = - 0,794 тыс. руб.
Таким образом, незначительные изменения в структуре реализации (0,001) уменьшили сумму прибыли от реализации на 0,794 тыс. руб.
Представим расчет в формализованном виде:
81
∆P(K1, K2) = P0 × (K2 - K1), (6.5)
где ∆P(K1, K2) - изменение прибыли за счет структурных сдвигов в объеме реализации продукции;
К2 - коэффициент изменения объема реализации в оценке по отпускным ценам;
K2 = . (6.6)
4. Изменение себестоимости продукции. Сравним стр. 2 гр. 3 и стр. 2 гр. 2, табл. 6. 3 (19 420 - 10 307). Формализованный вид расчета:
∆P (o) = ∑q1c01 - ∑q1c0, (6.7)
где ∆Р (0) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости продукции.
5. Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнения базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. Для нашего примера:
стр. 2 гр. 1 х стр. 1 гр.2 : стр. 1 гр. 1 - стр.2 гр. 2;
(9 005 х 14 409 : 12 596 -10 307) = -5,28 тыс. руб.
В формализованном виде расчет выглядит следующим образом:
∆ P(Sк) = ∑q0c0 × K2 - ∑q1c0, (6.8)
где ∆Р (SK) - изменение прибыли за счет изменения себестоимости в результате структурных сдвигов в составе продукции.
6. Изменения цен на материалы и тарифы на услуги (электроэнергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетам экономистов.
В данном примере рост цен на материалы и тарифы, на услуги в общей сумме составили 95 тыс. руб., что привело к такому же снижению прибыли.
82
7. Изменения затрат на 1 руб. продукции. Их влияние определим путем сравнения базисной себестоимости реализованной продукции отчетного периода (стр. 2 гр. 2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы. Хотя последний показатель в табл. 6.3 не представлен, но по сведениям экономического отдела, в нашем примере он составляет 10 195 тыс. руб. Таким образом, сокращение на 112 тыс. руб. (10 307 - 10 196) затрат на 1 руб. продукции положительно повлияло на прибыль, что является результатом режима экономии, реализуемого на данном предприятии.
Кроме вышеназванных факторов исследуются случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В нашем примере эти факторы увеличили сумму прибыли на 385,074 тыс. руб.
Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы (табл. 6.4).
Таблица 6.4
Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от
реализации продукции
(тыс. руб.)
Показатели |
Сумма изменений прибыли (+, - ) |
1 |
2 |
Отклонение прибыли - всего |
+659 |
В том числе за счет: |
|
увеличения коммерческих расходов |
-1 562 |
роста управленческих расходов |
-1 906 |
увеличения отпускных цен на продукцию |
+ 12 729 |
увеличения объема продукции |
+ 115 |
изменения в структуре продукции |
-0,794 |
увеличения в себестоимости продукции |
-9 113 |
изменения в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
-5,28 |
роста цен на материалы и тарифов на услуги |
-95 |
сокращения уровня затрат |
+ 112 |
нарушения хозяйственной дисциплины |
+385,074 |
83