Раздел 1

ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО
АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Роль финансового анализа
в современных условиях

К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:

  • Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия?
  • Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия, чтобы обеспечить его дальнейшее процветание?
  • Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?
  • Каким образом определить факторы хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ. Его материалы позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта их использования можно не только за счет увеличения объема, но и путем оптимального соотношения разных видов ресурсов.

3

Особое внимание при этом следует уделить финансовым ресурсам предприятия, поскольку это единственный вид ресурсов, трансформируемый непосредственно и в минимальные сроки в любой другой вид ресурсов.

Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств.

Анализ хозяйственной деятельности как специальная область научных знаний постоянно развивается в соответствии с изменениями, происходящими в экономике и практике учета. Так, разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий обусловило соответствующее разделение и анализа хозяйственной деятельности (схема 1.1).

Схема 1.1. Виды анализа хозяйственной деятельности
Схема 1.1. Виды анализа хозяйственной деятельности

Основным признаком разделения анализа на внешний и внутренний является характер используемой информации.

Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных, т.е. на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием всего общества. Основными источниками информации для внешнего анализа являются бухгалтерский баланс и приложения к нему.

Внутренний анализ использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия.

4

Деление анализа на внутренний и внешний связано также с целями и задачами, стоящими перед каждым из них.

Вообще цель финансового анализа - оценить финансовое состояние предприятия и на основе выявленных результатов дать рекомендации по его улучшению.

Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитического материала. В качестве основных здесь можно выделить:

  • группу таких пользователей, как собственники-акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, размер дивидендов и перспективы развития предприятия;
  • группу многочисленных сторонних хозяйствующих субъектов, которую составляют:
    • кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг;
    • потенциальные инвесторы, намеревающиеся принять решение о вкладе своих средств в предприятие;
    • поставщики, которые хотят быть уверенными платежеспособности своих клиентов;
    • аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов.

Общая задача, которая при этом исследуется, это проведение:

    • оценки финансовых результатов;
    • оценки имущественного положения;
    • анализа финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
    • исследования состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
    • анализа эффективности вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются

5

дополнительно данные финансового учета (нормативная и плановая информация).

К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов. Так, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния, а руководителю маркетинговой службы не обойтись без нее при разработке стратегии продвижения своей продукции на рынке.

Исключительно внутренним является управленческий анализ. Он использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.

Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия: совершенствования технологии и организации производства, создания механизма достижения максимальной прибыли. Вот почему результаты управленческого анализа огласке не подлежат, они используются руководством предприятия для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера.

Более обобщенно сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика видов анализа

Область сравнения Финансовый анализ Управленческий анализ
1 2 3
1. Пользователи информации Внутренние, сторонние, заинтересованные Руководители предприятия и его подразделений

6

Окончание таблицы 1.1

Область сравнения Финансовый анализ Управленческий анализ
2. Объекты анализа Предприятие как единое целое Предприятие как целое и его различные подразделения
3. Источники информации Формы бухгалтерской отчетности Комплекс экономической информации
4. Единицы измерения для расчета показателей Денежная форма Натуральные и денежные единицы
5. Периодичность анализа В соответствии с датами составления отчетности (год, квартал) По мере необходимости и для внутренних регламентации
6. Доступность результатов информации Доступна для всех Строго конфиденциальна (только для менеджеров предприятия)

7



Купить BlueTooth гарнитуру

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved