12.4. особенности предпринимательской
деятельности государственных и муниципальных
унитарных предприятий

Деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий в настоящее время регулируется положениями параграфа 4 главы 2 ГК РФ. Соответствующий федеральный закон пока не разработан. Поэтому развитие данной организационно-правовой формы предприятий и предпринимательской деятельности, осуществляемой ими, в определенной степени ограничено. В отношении таких предприятий действуют нормы советского законодательства в части, не противоречащей ГК РФ.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органа и им подотчетен.

280

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарные предприятия могут быть созданы на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления создается по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Другое название такого предприятия - федеральное казенное предприятие.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

281

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

Представителями унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения) являются совхозы.

Организационно-экономическими основами деятельности совхозов являются:

  • - закрепление за совхозом земли, основных фондов и норматива оборотных средств;
  • - планирование деятельности совхоза и его хозяйственных подразделений в порядке и составе, устанавливаемом соответствующим органом государственной власти;
  • - подбор и расстановка кадров (прием на работу, перемещение, перевод и увольнение) осуществляются на основании штатных расписаний, утверждаемых соответствующим органом представительной власти;
  • - управление текущей финансово-хозяйственной деятельности совхозов осуществляется по линейно-функциональной схеме - единоличную ответственность за принимаемые решения несет руководитель совхоза, а руководители функциональных подразделений (главный агроном, главный механик, главный экономист и т.п.) участвуют в разработке принятия решений, общих для совхоза и дают обязательные к исполнению указания в пределах своей компетенции;
  • - распределение доходов и прибыли совхозов осуществляется на основе утвержденных штатных расписаний, условий премирования и установленных нормативов.

С началом рыночных преобразований начался процесс реформирования совхозов в другие организационно-правовые формы предприятий. В настоящее время этот процесс замедлился.

Порядок реорганизации совхозов регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов". Основные требования данного постановления сводятся к следующему:

  • - для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов;

282

  • - при реорганизации совхозы могут передавать в собственность местных органов самоуправления объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. При этом обязательства по государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходят органам местного самоуправления;
  • - совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования);
  • - стоимость основных и оборотных средств совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность работников совхоза;
  • - все работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности;
  • - невыкупленные участки земли и хозяйственные объекты продаются на аукционе жителям населенных пунктов на территории данного хозяйства, а по истечении трех месяцев - любым иным покупателям;
  • - предприятия, создаваемые при реорганизации совхозов, имеют право покупать землю и имущество бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, органов местного самоуправления.

Данным постановлением все существовавшие совхозы должны были реорганизоваться до 1 января 1992 года. Но в

283

соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 138 за совхозами (как и за колхозами) оставлено право сохранить прежнюю форму хозяйствования. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого работника совхоза, кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).

284



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved