В условиях рыночной экономики важнейшей характеристикой результатов предпринимательской деятельности является
237
финансовое состояние предприятия, отражаемое в его финансовой отчетности (Баланса - форма № 1 и Отчета о прибылях и убытках - форма №2).
Предпринимателем должен осуществляться полный и всесторонний анализ его деятельности, результаты которого представляют коммерческую тайну предприятия. Однако внешних организаций и его партнеров по бизнесу интересует более ограниченный круг показателей.
Налоговым органам важна способность предприятия к уплате налогов и их размеры. Поэтому для них интересен прежде всего размер его балансовой прибыли (налогооблагаемая часть), рентабельность активов (балансовая прибыль в процентах к стоимости активов), объемы и рентабельность реализации продукции.
При решении вопроса о предоставлении предприятию долгосрочного или краткосрочного кредита, банк ориентируется прежде всего на показатели ликвидности и платежеспособности (готовности предприятия погасить свои краткосрочные долги в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны всех кредиторов) - общий коэффициент покрытия, промежуточный коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности. Одним из самых важных критериев текущей платежеспособности предприятия и гарантией безопасности его краткосрочного кредитования является общий коэффициент покрытия.
Партнеров по договорным отношениям, как и банков, также интересует ликвидность и платежеспособность предприятия. Вместе с тем, для них является важной не только способность предприятия возвращать заемные средства, но и его финансовая устойчивость, способность маневрировать собственными заемными средствами. С этой целью им необходим анализ валюты баланса, структуры стоимости имущества, нематериальных активов, структуры запасов и затрат, динамики дебиторской задолженности, структуры пассивов, источников собственных средств, структуры краткосрочной кредиторской задолженности, состояние основных и оборотных средств, степень финансовой независимости предприятия в целом (коэффициенты автономии и соотношения заемных и собственных средств) и общей оценки динамики финансового состояния.
Акционеров и инвесторов в первую очередь интересуют доходность капитала, курс акций и уровень дивидендов. Важнейшими критериями целесообразности вложения инвесторами средств в данное предприятие являются рентабельность его активов,
238
показатели оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
В ходе развития рыночных отношений и объемов продукции сельскохозяйственного производства индустриального типа, кроме таких уже привычных, традиционных механизмов продвижения товаров и услуг к потребителю, как менеджмент и маркетинг, требуются новые, которые позволили бы производителям поддерживать высокую прибыль и устойчивость в конкурентной борьбе. В частности, в индустриально развитых странах постоянно возрастает роль и значение "репьютинга" - комплекса действий или механизма создания в массовом сознании потребителей позитивной деловой репутации, т.е. положительного образа фирмы - эффективного имиджа.
Одним из основных рабочих моментов "репьютинга" становится "гудвилл" - стоимость деловой репутации. При создании эффективного имиджа ставится цель получения его высокой цены (гудвилла) при наименьших затратах по развитию устойчивого образа и созданию деловой репутации. Следует отметить, что цена репутации (например, товарного знака) может в несколько раз превышать стоимость собственных материальных активов предприятия.
В оценке эффективного имиджа (деловой репутации) в предпринимательстве можно выделить две группы показателей: показатели доверия и показатели привлекательности. В свою очередь эти группы показателей можно подразделить на несколько подгрупп. В частности, среди показателей доверия выделяют такие финансовые показатели: финансовые - доходность, платежеспособность, эффективность использования активов и акционерного капитала, ликвидность; коммерческие - количество и ассортимент товаров и услуг, цена товаров и услуг, качество товаров и услуг; социальные - системы оплаты и стимулирования труда, социальная и правовая защита, способ и стиль руководства.
Среди показателей привлекательности выделяют визуальные (цветовые и интонационные решения в рекламе фирмы, информационное обеспечение потребителя, упаковка товара) и поведенческие (психологический климат, стиль обслуживания, сервис, предпродажное и послепродажное обслуживание).
Особую важность, как в нормально функционирующей развитой рыночной экономике, так и в условиях тотального ресурсного дефицита кризисной экономики переходного типа, имеет оценка инвестиционной привлекательности бизнеса.
239