10.3. ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: КОНЦЕПЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Теоретическое осознание и констатация практической ограниченности воздействия рынка и права, как инструментов согласования противоречивых интересов собственника, работников предприятия и общества, увеличивают роль и значение норм предпринимательской этики. Этические нормы поведения предпринимателя во взаимоотношениях с государством, покупателями, кредиторами, поставщиками и работниками изучает корпоративная этика.

Прежде всего, речь идет о тех нормах, которые разрабатываются и принимаются предпринимателями как добровольные обязательства в направлении самоограничения, с целью смягчения конфликтов, возникающих в результате управленческой деятельности, основанной на принципе максимизации прибыли. Под этикой бизнеса понимается соблюдение честности в предпринимательской деятельности, воздержание от сиюминутной выгоды ради поддержания репутации.

В качестве классической иллюстрации проявления предпринимательской этики при урегулировании серьезного конфликта между этическими требованиями и принципом максимизации прибыли часто приводится кодекс, принятый компанией Nestle в 1982 г., в котором регулируются правила маркетинга и продаж заменителей материнского молока (в частности, запрещается использование персоналом неосведомленности матерей в развивающихся странах о всех аспектах использования заменителей). Однако принятию его предшествовали длительные дискуссии и мощное давление Всемирной организации здравоохранения.

231

Особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности на предприятиях АПК отражает профессиональная этика сельского предпринимателя.

В любом агробизнесе этика цивилизованного предпринимательства ориентируется на ограничение принципа максимизации прибыли в таких ситуациях, когда его реализация ведет или может привести к действиям, противоречащим этическим нормам. Сам принцип максимизации прибыли при этом вовсе не отвергается, как неэтичный: отвергаются только те средства его реализации, которые с этической точки зрения не могут быть оправданы.

Понимаемая таким образом концепция предпринимательской этики отличается от идей "социальной ответственности" тем, что она:

  • - строится на обоснованных этических принципах;
  • - выработка этически верных решений отличается большей открытостью для участия всех заинтересованных сторон (в том числе, "открыта" для новых конфликтных ситуаций и нового соотношения интересов);
  • - призвана решать специфические конфликты, касающиеся отдельных предприятий и сфер деятельности;
  • - может осуществляться только благодаря добровольному соглашению и направлена на самоограничение сторон.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что выбор этически обоснованного варианта решения предпринимателем предполагает наличие у него определенной свободы действий. Обязанность соблюдения предпринимательской этики предполагает и наличие возможностей для этого ("быть обязанным" включает в себя понятие "быть в состоянии"). В частности, в России, этические основы самой рыночной системы хозяйства ("общеэкономическая этика") переходного периода устанавливают границы всех этических норм предпринимательства. Общесистемные социальные принципы не могут быть изменены или модифицированы отдельными предпринимателями. Поэтому нередко требования в отношении этики сельского предпринимательства фактически включают в себя критику господствующей экономической этики.

Ограниченная свобода действий и принятие решений в соответствии с общенормативными принципами хотя и освобождает предпринимательскую этику от "системных вопросов", но не освобождает предпринимателей от обязанности этического

232

осмысления своей деятельности и поиска возможностей ее корректировки хотя бы в пределах существующих ограничений. Тем более, что этические вопросы возникают постоянно: при выборе реальных целей и средств их реализации; при наличии конкурентов, конкурентных производств или товаров; во взаимоотношениях не только с партнерами или конкурентами, но и с государственными учреждениями и общественными организациями. Поэтому предпринимательская этика не должна оставаться прерогативой только субъектов особо чувствительных в вопросах морали, а являться неотъемлемой составной частью процессов стратегической и оперативной деятельности каждого сельского предпринимателя.

Основными проблемами становления и соблюдения этических норм цивилизованного предпринимательства в России на современном этапе являются политическая нестабильность и экономическая неустойчивость, юридическая неопределенность и неисполнение законов, административные препятствия, взяточничество и коррупция.

Было бы наивно надеяться на улучшение деловой и профессиональной этики в АПК, при практически полном отсутствии культуры предпринимательства в окружающей его макросреде, поскольку представления городских предпринимателей промышленной, торговой и финансовой сферы о системе ценностей и образах поведения подверглись деградации еще в большей степени, чем сельских. Недобросовестность в заключении сделок, уклонение партнеров от выполнения договорных обязательств привели к краху значительной части начинающих сельских предпринимателей и существенно подорвали доверие к предпринимательской деятельности вообще.

В современных условиях не приходится надеяться на скорое исправление деловой этики торговых фирм-посредников и характера функционирования российских коммерческих банков, а также на восстановление доверия к ним (как и к государству в целом) со стороны сельских предпринимателей. Поэтому необходимо развитие на селе альтернативных форм - снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации - для снижения рисков от недобросовестного партнерства, улучшения общеэкономических условий, культуры и этики предпринимательства.

В финансовой сфере, приемлемым выходом для формирования конкурентной среды и этики предпринимательства являлось бы привлечение надежных иностранных банков и иностранных

233

инвесторов. Однако надо быть очень большим оптимистом, чтобы в нынешней ситуации надеяться на их добрую волю, даже если будет обеспечена всемерная поддержка и льготы со стороны правительства России.

Формирование предпринимательской этики, повышение значения моральных и этических норм сельских предпринимателей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом, будет возможным только благодаря общеэкономическим и социально-политическим переменам в обществе.

234



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved