10.2. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как известно, в развитых капиталистических странах изменение представлений о ценностях носило эволюционный характер: такие ранее общепризнанные ценности, как послушание, централизация, иерархия, карьера, власть и достаточность постепенно теряли свое значение. Одновременно возрастало значение таких ценностей, как коллектив, ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на компромиссы, децентрализация, предсказуемость поведения, надежность, стабильность, профессиональные способности. Изменялся и сам предприниматель: к таким изначальным его чертам, как предприимчивость, склонность к риску, настойчивость и воля к победе, энергичность, добавлялись образование, интеллект, чувство социальной ответственности.

Психология предпринимателя устремлена в будущее. Наделенный высокими интеллектуальными способностями, творческой фантазией, развитой интуицией, способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за

229

решения, принимаемые не только в стандартных, но и в инновационных ситуациях, он умеет оригинально соединять, комбинировать факторы производства и поэтому претендует на получение от такой деятельности дополнительного коммерческого эффекта - предпринимательского дохода (в отличие от дохода на капитал, получаемого в рамках обычной хозяйственной деятельности).

Психологический склад предпринимателя характеризуется умением осваивать достижения научно-технического прогресса, стремлением к творчеству, поиску всего нового, связанного с повышением эффективности, совершенствованием организации бизнес-процессов (внедрять в производство не только новые технологии и новые сырьевые продукты, но и новые источники и формы снабжения, новые формы организации труда и производства и т.п.). Из множества возможных для использования вариантов отбираются именно те, которые наиболее пригодны для снабжения (самым дешевым способом) людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются. Поэтому стремление предпринимателя к получению добавочной прибыли благоприятно сказывается на смягчении рыночного "неравновесия", базирующегося на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве.

Таким образом, такие психологические мотивы индивидуума, как потребность в господстве, во власти и влиянии, в победе над конкурентами и самим собой, а также радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел, могут совпадать с общественными интересами, когда предприниматель на рынке представляет собой эффективную "уравновешивающую" силу.

По данным социологических опросов, в России важным психологическим мотивом предпринимательства в агросфере экономики выступает чаще всего неудовлетворенность прежней работой, наличие необходимого опыта и заинтересованность в улучшении результатов хозяйственной деятельности и повышения, таким образом, собственного благосостояния. Самореализация этих лиц как предпринимателей во многом будет зависеть от их адаптации к рыночным условиям, соблюдения ими необходимых принципов делового общения с партнерами и потребителями продукции: надежности и взаимовыгодности.

Не случайно, что в странах с развитыми рыночными отношениями, правила деятельности, основанные на концепциях "социального партнерства" и "социальной ответственности",

230

стали дополняться предпринимательской этикой, или деловой моралью. Общепринятым становится, что вопросы социальной ответственности и деловой этики беспокоят предпринимателя также, как и эффективность производства. Многие агрофирмы имеют собственные этические кодексы, исходя из того, что только высокие этические стандарты могут обеспечить стабильную прибыль. Строить деловые отношения на обмане, безответственности или стяжательстве невыгодно. Поэтому неотъемлемой чертой психологии цивилизованного агробизнеса становятся честность и порядочность.

231



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved