10.1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С ТРУДЯЩИМИСЯ И ОБЩЕСТВОМ

В мировой практике можно выделить несколько этапов совершенствования структуры и организации управления предприятием.

На первом этапе получило подтверждение обоснование необходимости участия работников в политическом, административном и оперативном управлении предприятием, через их включение в наблюдательные или производственные советы и комитеты.

Несмотря на неравноправность участия работников на процесс принятия управленческих решений, автономия принятия этих решений предпринимателем уже на этом этапе несколько сузилась. Прежде всего это касается вопросов одобрения концепции производственной специализации и рынка. По важнейшим хозяйственным, а также социальным или персональным вопросам работники все чаще получали право на получение информации и консультаций, на изложение своей точки зрения и проведение разбора ситуации. Участие совета предприятия в управлении включало в себя право проявления инициативы, права одобрения или вето, вплоть до отмены решения (главным образом, по социальным или кадровым вопросам).

На втором этапе практика расширения участия работников в управлении предприятием сопровождается альтернативными разработками концепций и идей "партнерства капитала и труда" и "ответственности руководства предприятия перед обществом".

Идея социального партнерства появилась в развитых капиталистических странах сразу после второй мировой войны, в ходе поиска "третьего пути" между капитализмом и социализмом на самих предприятиях, где должны развиваться новые формы взаимодействия труда и капитала. При этом непосредственное участие работников в принятии управленческих решений дополняется изменением структуры распределения собственности и(или) принципов распределения результатов труда.

Потребность в защите интересов потребителей и работников, а также необходимость в большей мере учитывать общественные интересы при Принятии управленческих решений приводит к существенному пересмотру роли предпринимателей и

227

менеджмента в экономике и обществе. В частности, в Манифесте о моральном кодексе менеджера, представленном в 1973 г. на Третьем европейском симпозиуме менеджеров в г. Давосе (Давосский манифест), отмечается, что профессиональной задачей руководства предприятия должно быть служение заказчикам, работникам, инвесторам и обществу и уравновешивание их противоречащих интересов.

Этот манифест требует от предпринимателя будущего следования новым нормам действий в капиталистической системе рыночного хозяйства. Вместо экономического принципа максимизации прибыли, на первое место выдвигается принцип ответственности перед обществом. Прибыль в этой концепции является уже не конечной целью, а средством достижения цели уравновешивания интересов различных групп общества, и необходима оптимизация соотношения экономических целей и социальной ответственности.

Особенно велика социальная ответственность сельского предпринимателя, учитывая то, что он участвует в производстве жизненно важных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Вместе с тем, сельским предпринимателям России приходится работать в более сложных условиях неопределенности и агрессивной внешней среде. Находясь в подчиненном положении как по отношению к поставщикам промышленных товаров и средств производства, так и к переработчикам сельскохозяйственной продукции, при постоянно ухудшающихся условиях обмена они призваны обеспечивать соответствующее количество и качество продукции, внедрять достижения научно-технического прогресса, участвовать в реализации различных социальных программ и т.д. В таких условиях на первом плане стоят не общественно полезные цели, а задачи выживания и обеспечения их собственного конкурентного преимущества. В большинстве случаев, действовать в соответствии с общественно полезными интересами сельских предпринимателей побуждают сами условия производства, социальная среда, законодательство и новые "правила игры" на рынках.

Следует отметить, что реальное воздействие идей партнерства и идеи социальной ответственности предпринимателя, возникших в развитых капиталистических странах из самой практики, на организационный порядок предприятий агропромышленной сферы до настоящего времени также не слишком велико. На большинстве российских предприятий АПК, где чаще всего об этих идеях имеют весьма поверхностное представление

228

или не слышали вообще, сохраняется, хотя и в модифицированном виде, традиционная практика коллективистских взаимоотношений дореформенного периода.

Как известно, сходные идеи - участия трудовых коллективов в управлении предприятием, приоритета общенародных интересов над коллективно-групповыми и индивидуальными - в гипертрофированном виде существовали в СССР в течение семи десятилетий и являлись программными требованиями КПСС, поддерживались законодательством в качестве стратегической линии экономического и социального развития страны. Несмотря на то, что практическое воплощение этих идей на местах во многом носило формальный характер, на предприятиях АПК в течение многих десятилетий складывалась четкая система ценностей и твердых представлений о целях и средствах их достижения. Радикальная ломка этой системы в ходе форсированного перехода к рыночной системе хозяйства в России повлекла за собой деградацию морали, деловой и профессиональной этики "директорского корпуса", то есть означала движение в противоположном по отношению к мировой цивилизации направлении.

229



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved