8.1. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА

Необходимость планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организаций безусловна и не зависит от организационно-правовой формы предпринимательской деятельности или формы собственности на средства производства. Однако с переходом к рынку в значительной степени изменилась методология планирования. Предприятие (организация) самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения доходов его работников (а не на основе контрольных цифр, утверждаемых органом управления). Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов.

Основной целью разработки и утверждения бизнес-планов является определение потребности в ресурсах, а также прогнозирование финансового результата деятельности организации на планируемый год и ближайшую перспективу.

На промышленных предприятиях различных форм собственности используется следующая примерная структура бизнес-плана:

  1. Исполнительное резюме (обзорный раздел).
  2. Общее описание компании.
  3. Продукция и услуги.
  4. Маркетинг-план.
  5. Производственный план.
  6. График выполнения работ (календарный план).
  7. Управление и организация.
  8. Капитал и юридическая форма компании.
  9. Финансовый план.
  10. Оценка рисков.

Хотя исполнительное резюме и является первым разделом бизнес-плана, писать его следует после завершения работы над всеми остальными разделами. По сути, исполнительное резюме - это предельно сокращенная версия бизнес-плана. Объем резюме не должен превышать 2-3 страниц. Работая над резюме, необходимо помнить, что главная его функция - привлечь внимание рецензента. После предельно краткого описания компании следует изложить наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, акцентируя внимание на положительных аспектах предлагаемой бизнес-идеи. В резюме

185

обязательно должен быть указан объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата затраченных средств.

Собственно бизнес-план начинается с раздела "Общее описание компании". В этом разделе необходимо отразить основные виды деятельности и характер компании, не вдаваясь при этом в детали, которые можно будет изложить в последующих разделах. Основными вопросами, ответы на которые должна содержать эта часть бизнес-плана, являются следующие: на какой стадии развития находится данный бизнес; является ли компания производственной, торговой или она действует и будет действовать в сфере услуг; что и как она намерена предлагать своим клиентам; где она расположена; в каких географических пределах она намерена развиваться; каковы цели данного бизнеса. Особое внимание следует уделить отличиям данного предприятия от других компаний.

Основной задачей раздела "Продукты и услуги" является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом. Помимо физического описания продукции или услуг необходимо также остановиться на возможностях их использования и на их привлекательных сторонах. Кроме того, следует отразить степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок. Если есть возможность, можно представить список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара. Маркетинг-план может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Однако в любом (бизнес-плане в том или ином виде должны быть отражены следующие аспекты маркетинг-плана: определение спроса и возможности рынка; анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса; описание стратегии маркетинга данной компании (т.е. необходимо разъяснить, как предполагается использовать средства маркетинга, включая описание стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.); результаты исследования рынка; прогнозы объемов продаж.

186

В разделе "Производственный план" должно быть описано, как бизнес будет создавать свою продукцию и услуги. Необходимо ответить на следующие основные вопросы: каким будет его общий подход к организации производства; какие источники сырья и материалов предполагается использовать; какие технологические процессы будут использованы; какое оборудование и какой мощности необходимо; каковы требования в отношении трудовых ресурсов (производственный персонал, инженерно-технический персонал, административный персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия). Желательно также составить схему производственных потоков, на которой следует наглядно продемонстрировать, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, где и как они будут перерабатываться в готовую продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. Аналогичную схему можно составить и для предприятий торговли и услуг, отразив на ней технологию предоставления услуг клиентам, начиная с обеспечения необходимыми материалами и инструментами.

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации. Планирование не обязательно осуществлять с привязкой к конкретным датам, планирование может быть, например, с указанием срока в днях, необходимого для реализации каждой стадии проекта, но с указанием на возможность параллельной реализации различных стадий.

В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников будущего предприятия (в данном случае речь идет о лицах, которым принадлежат ключевые роли в становлении будущего бизнеса: предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.). Затем целесообразно привести организационную схему будущего предприятия, показывающую внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации. Вместо схемы или для ее дополнения можно привести пояснительный текст. Затем желательно объяснить, каким образом будет проводиться подбор, подготовка и оплата сотрудников.

В разделе "Капитал и юридическая форма компании" необходимо указать форму собственности и правовой статус

187

предприятия. Затем необходимо описать требования компании в отношении капитала как в количественном выражении, так и сказать об источниках средств, имеющихся в настоящее время, и о тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем. Особо следует указать, сколько денег сам предприниматель вложил или собирается вложить в предприятие.

Цель финансового раздела бизнес-плана заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. При этом финансовый план не должен расходиться с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана. Для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.

Желательно включить в финансовый план сразу несколько документов, а именно: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений (т.е. проектировка потоков денежных средств), таблицу доходов и затрат (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль), прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия), график достижения безубыточности (показывает уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства). Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности компании.

Необходимо привести исходную информацию, на основе которой проводились финансовые расчеты.

В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков (например, при риске сбоев в работе транспорта необходимо проработать альтернативные варианты поставки) и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

188

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:

  • - автобиографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
  • - результаты маркетинговых исследований;
  • - заключения аудиторов;
  • - фотографии образцов продукции;
  • - подробные технические характеристики продукции;
  • - план предприятия;
  • - план прилегающей к предприятию территории;
  • - гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
  • - договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
  • - заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
  • - статьи из журналов и газет о деятельности предприятия или о предлагаемом к производству продукте;
  • - отзывы авторитетных организаций и т.п.

189



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved