При выборе стратегии предпринимательской деятельности следует учитывать методы менеджмента предпринимательского, используемые в международной практике.
К числу таких методов относятся:
- - избежание риска - уклонение от осуществления деятельности, содержащей определенный риск. Посредством применения такого метода нельзя полностью избежать риска потерь, так как отсутствие риска вообще исключает ведение предпринимательской деятельности (по определению);
- - удержание риска - принятие на себя риска как неотъемлемой части предпринимательства. Данный метод менеджмента предполагает минимизацию удерживаемого риска или, как минимум, фиксацию его на определенном уровне. Данный метод может быть применен в тех случаях, когда риск потери незначителен, расходы по страхованию существенно превышают возможные потери, уровень производственного и коммерческого менеджмента позволяет обеспечить минимизацию или фиксацию риска, или когда эффективных управленческих решений по избежанию риска не существует;
- - снижение риска - данный метод является наиболее распространенным. Основной задачей менеджмента является выработка управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли и минимизацию потерь. Таким образом, снижение риска является одной их основных целей деятельности менеджера. Более подробно вопросы реализации этого метода на практике рассматриваются в курсе менеджмента;
181
- - передача риска - метод, основанный на том, чтобы разделить риск возможных потерь с другими участниками предпринимательской деятельности. Наиболее распространенным способом передачи риска является его страхование. Более подробно вопросы, связанные со страхованием, рассматриваются в главе 4 настоящего учебника.
Выбор предпринимательской стратегии сводится к выбору следующих типов стратегий:
- товарная стратегия - выбор товара, отличающегося наименьшими издержками производства и повышенным спросом на рынке или оптимальной структуры производства товаров. Выбор товарной стратегии ограничивается, в первую очередь, ресурсами, которыми располагает организация: финансовыми (необходимыми для развития нового или расширения действующего производства), материальными и трудовыми (наличие специалистов, обладающих необходимым опытом и квалификацией). Таким образом, минимизация рисков потерь посредством выбора удачной товарной стратегии может быть ограничена недостатком ресурсов, что весьма характерно для сельской местности;
- ценовая стратегия - установление такого уровня цен, при котором использование основного и оборотного капитала является наиболее эффективным. Ценовая стратегия организации может меняться в зависимости от этапов жизненного цикла товара - на начальных стадиях возможно установление цен на уровне, незначительно превышающем издержки производства, - с целью наиболее быстрого продвижения данного товара на рынок. Впоследствии с развитием рынка данного товара и повышением спроса на него цена на данный вид может повышаться. На определенных этапах деятельности также возможно снижение цен на реализуемый товар вне зависимости от спроса на него. Это может быть связано, например, с необходимостью ускорения оборачиваемости оборотных средств. Ценовая стратегия мало зависит от ресурсов организации и почти целиком определяется обоснованностью принимаемых решений. Следовательно, выбор ценовой стратегии может являться одним из основных направлений снижения предпринимательских рисков;
- финансовая стратегия - это прогноз потребности в ресурсах, достаточных для достижения стратегических целей, а также обоснование поступления этих ресурсов. Другими словами,
182
выбор финансовой стратегии заключается в определении наиболее оптимального соотношения собственных и привлеченных денежных средств. Другая сторона выбора финансовой стратегии - определение необходимости инвестиций и источников их финансирования. Минимизация предпринимательских рисков посредством выбора финансовой стратегии заключается в выборе наименее рискованных источников привлечения заемных средств, а также в обосновании потребности в ресурсах, обеспечивающих рентабельное производство.
183