1.2. содержание предпринимательской деятельности

История развития теории предпринимательства. Разработка экономической теории предпринимательства имеет длительную историю. Понятие "предпринимательство" впервые (в начале XVIII в.) ввел в научный оборот Ричард Кантилъон - французский экономист шотландского происхождения.

9

Наиболее существенный вклад в развитие теории внесли такие ученые, как Р. Кантильон, А. Смит, Д. Кейнс, И. Кирцнер, Ф. Найт, Ж.Б. Сэй, Й. Тюнен, Й. Шумпетер.

В истории развития теории предпринимательства выделяют три основных направления, различающихся степенью научного осмысления наиболее важных аспектов практики предпринимательской деятельности в конкретных исторических условиях:

  • - выдвижение предпринимательского риска в качестве основной характеристики этой сферы деятельности (эпоха первоначального накопления капитала - основоположник Р. Кантильон и его последователи Й. Тюнен, Ф. Найт);
  • - выделение инновационности, как основной отличительной черты предпринимательства (основоположник Й. Шумпетер);
  • - акцент на роли предпринимательства, как регулирующего начала, уравновешивающего экономическую систему (развитие теоретических идей Й. Шумпетера неоавстрийской школой экономического анализа - Л. Мизесом и Ф. Хайеком).

Первые два направления основаны на монофункциональности предпринимательской роли, отсюда - односторонность в толковании проблем предпринимательства. Третье направление базируется на многофункциональной модели предпринимательства.

Современное (четвертое) направление развития теории предпринимательства связано с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно - с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время накоплен огромный мировой опыт исследования данного феномена. Мировая экономическая мысль направлена на осмысление всех изменений в практике предпринимательской деятельности - как положительных, так и отрицательных, на их обобщение и совершенствование экономической теории предпринимательства.

Предпринимательство как особая форма экономической активности. Субъекты и объекты, предпринимательской деятельности. В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть множество определений понятия "предпринимательство". Наиболее удачными представляются те, где оно трактуется как специфический (по сравнению с землей, трудом, капиталом) фактор

10

общественного воспроизводства. Его специфика и функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности (предприниматель) способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства. Таким образом, под предпринимательством понимается особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство, как процесс, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий. Поэтому предпринимательство - это и экономическая идеология, которой придерживается определенная категория субъектов экономических отношений - предпринимателей.

К субъектам предпринимательства относятся также партнеры, наемные работники и потребители, с которыми взаимодействует предприниматель, а также государство, выступающее в качестве помощника или противника предпринимательской деятельности.

Объект предпринимательской активности - это товар, продукт или услуга, то есть то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления Это могут быть сельскохозяйственная продукция или продукты ее переработки; техника, оборудование и другие средства производства; транспортные, сервисные или коммерческие услуги и т.п. Каждая товарная единица, продукт или услуга характеризуются такими показателями, как цена, количество, качество и т.д. Именно на улучшение этих показателей и направлена деятельность предпринимателя.

В агропромышленной сфере экономики содержание предпринимательской деятельности заключается в нахождении или формировании спроса на сельскохозяйственные продукты, работы или услуги и в удовлетворении его путем продажи соответствующих продуктов, работ или услуг в качестве товара. Главной целью при этом является максимизация прибыли, формируемой в зависимости от баланса интересов и целей всех заинтересованных сторон - субъектов предпринимательской деятельности.

Цели и логика предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, по существу, отражает

11

противостояние двух субъектов экономических отношений: предпринимателя и потребителя. Это противостояние не носит антагонистического характера (так утверждают политологи). Разрешается противостояние через поиск взаимоприемлемого компромисса, поскольку оба понимают, что ни один из них не может существовать без другого.

Целью предпринимательской активности является удовлетворение потребностей покупателя, производство и предложение рынку такого товара или услуги, на которые имеется спрос и которые приносят предпринимателю прибыль. Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и многим другим видам экономической активности. Поэтому важно выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход.

Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационных моментов: созданием нового предприятия, производством нового товара, внедрением новой системы управления производством и (или) качеством продукции, новой организации производства или новых технологий, более совершенной агротехники или способов содержания скота.

Поэтому прибыль предпринимателя складывается из обычной прибыли делового человека и излишка над обычной прибылью (предпринимательского дохода) - формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Таким образом, движущим мотивом предпринимательской деятельности является прежде всего получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и самообогащение, а также стремление к самоутверждению личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

В предпринимательской деятельности можно определить общую логику, независимо от сферы и масштабов деятельности. Начальный этап предпринимательства является результатом мыслительной деятельности и связан с рождением предпринимательской идеи. Последующими стадиями подготовительного

12

этапа являются: экспертная оценка идеи, реальности ее воплощения в практику с учетом ситуации на рынке и условий рынка; проведение необходимых расчетов с целью выявления возможного эффекта; экспертная оценка результатов расчетов и принятие предпринимательского решения.

Расчеты экономической эффективности проекта - его технико-экономическое обоснование - лежат в основе разработки бизнес-плана, в соответствии с которым и осуществляется вся последующая предпринимательская деятельность.

13



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved