5.4. ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ) И
ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Классификация коммерческих договоров. Основными направлениями развития коммерческих связей предпринимателя

139

являются: а) отношения с поставщиками всего необходимого; б) отношения с потребителями его продукции. При этом права и обязанности сторон закрепляются в договорах (контрактах), подписываемых предпринимателем и его партнерами. В коммерческой деятельности наиболее широко используются следующие типы договоров: договор купли-продажи; договор поручения; договор комиссии; агентский договор; договор об исключительной продаже товаров; договор о франчайзинге; договор о факторинге; договор хранения; договор аренды; договор лизинга и некоторые другие.

Многообразие применяемых на практике типов договоров, различных договорных обязательств привело к образованию специальной отрасли права - обязательственного права. Для подготовки текста договоров в хозяйствах нередко привлекаются специалисты или консультанты (см. файл "Типовые формы договоров").

Коммерческие контракты являются основной формой предпринимательских договоров, письменной формой закрепления партнерских связей. В них фиксируются предмет договоренности, взаимные права и обязательства партнеров, а также последствия нарушения договоренности.

Структура типового договора. Существуют типовые формы договоров, которые не носят обязательного характера, а служат лишь основой произвольной формы конкретного контракта. Однако на практике существуют определенные требования, в частности по его структуре: он состоит из преамбулы (своеобразного введения, с указанием наименования, места и времени заключения контракта, наименования сторон); основной и заключительной частей.

Основная часть контракта содержит в свою очередь два раздела, включающих в себя специфические (характерные только для данной сделки) и общие условия. К специфическим условиям контракта относятся: предмет контракта или количество товара; качество товара; цена товара, скидки с цены или надбавки к цене; базисные условия поставки, обязательства по транспортировке товара и его страхованию, цены сиф- cif (cost, insurance, freight), фоб- fob (free on board), каф- caf (cost and freight), фас- fas (free alongside the ship); порядок и сроки оплаты; обязанности, права и ответственность сторон. Именно специфические условия договора составляют тему и содержание при переговорах партнеров о заключении сделки.

140

К общим условиям договора относят те положения, которые включаются во все договоры, независимо от их содержания (арбитражная оговорка, форс-мажор).

В заключительной части договора указываются: юридические адреса сторон, место вступления договора в силу, срок окончания его действия и все приложения, являющиеся неотъемлемой частью договора, а также подписи сторон.

Возможные формулировки условий договора. На подготовительной стадии предпринимателю необходимо продумать возможные формулировки условий договора - наиболее выгодные для себя, но приемлемые и для партнера.

Формулировки условий договора должны отличаться ясностью, четкостью и невозможностью неоднозначной трактовки. Как правило, они зависят от вида сделки. Дополнительные (специфические) условия, а также содержание прав и обязанностей сторон зависят в основном от предмета договора (купля-продажа, кооперация, аренда, посредничество и т.д.).

Так, например, в договоре поставки основными являются следующие условия:

дата заключения договора - указывается год, месяц и число;

стороны - приводится точное и полное наименование сторон, а также должности, фамилии, имена и отчества представителей сторон с указанием их полномочий (устав или доверенность);

ассортимент и количество поставляемой продукции - предусматривается на весь срок действия договора, в натуральном и денежном выражении (при большом количестве видов продукции - развернутый ассортимент по видам, сортам, расфасовке и т.п. указывается в прилагаемой спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора);

сроки исполнения - указывается общий срок действия договора и частные сроки (периоды) поставки продукции;

порядок поставки продукции - предусматриваются нормы и порядок отгрузки продукции, вид транспорта, кем и за чей счет осуществляются погрузка и разгрузка, возмещение транспортных расходов и т.д.;

качество, комплектность, упаковка и маркировка продукции -- оговаривается соответствие поставляемой продукции по качеству, комплектности, маркировке, виду тары и способу упаковки сертификатам, стандартам, прейскурантам, техническим условиям и другим нормативным документам (указываются

141

номера и индексы всех этих документов; если иное не предусмотрено договором - тару обязан представить поставщик; стоимость упаковки, как правило, входит в цену товара; тара или упаковка многократного использования подлежит возврату поставщику), а также порядок и сроки приемки продукции по качеству;

цены и порядок расчетов - определяются соглашением сторон (полная или частичная предоплата, оплата по факту, отсрочка платежа и т.д.), с указанием санкций за несвоевременное выполнение обязательств по договору в форме штрафа, неустойки, пени, возмещения убытков, а также компенсации упущенной выгоды или морального ущерба;

форс-мажор - перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые не зависят от желания сторон, но делают невозможным исполнение взятых на себя обязательств по договору обеими сторонами или одной из них; согласовываются способы извещения о наступлении таких обстоятельств, их продолжительность и т.д;

арбитраж - предусматривается порядок рассмотрения споров, указывается наименование арбитражной организации.

Практика заключения договоров предполагает не только овладение навыками техники подготовки текста договора, но и прежде всего - основами психологии делового общения с партнером, а также этики собственного поведения, этики общения и этикета.

Оферта как форма заключения договора, Заключению любого договора предшествуют переговоры в устной (в т.ч. по телефону) или письменной форме. В мировой практике подготовленное инициатором письменное предложение в форме проекта договора называют офертой (не любой проект договора, а лишь проект, подписанный одной стороной - оферентом). Каждая оферта имеет определенный срок действия, который указывается в тексте.

При ведении переговоров в письменной форме различают твердую оферту и свободную оферту. Твердая оферта направляется в один адрес и становится договорной в случае, когда она подписана другой стороной, выслана обратно в адрес оферента и получена им. Только при соблюдении всех трех условий оферта становится договором.

Если оферта (например, на одну и ту же партию товара) сразу направляется в несколько адресов (нескольким возможным покупателям), она называется свободной офертой и об

142

этом указывается в ее тексте. Подписав свободную оферту, покупатель не получает гарантии того, что он обязательно получит товар. Она становится договором только при соблюдении названных выше трех условий и еще одного дополнительного условия: направления в адрес покупателя подтверждения, что оферент расценивает подписанную сторонами оферту в качестве договора. В тексте оферты всегда имеется указание о сроке в течение которого оферент обязуется выслать такое подтверждение (например, в течение 3-х дней с момента окончания действия оферты). В случае неполучения подтверждения в указанный срок, покупатель может считать себя свободным от обязательств по оферте.

143



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved