5.3. Виды и формы коммерческо-посреднической
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самой распространенной формой коммерческо-посреднической деятельности является агентирование - т.е. такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем. Агентом является лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить требуемый товар.

Различают несколько типов агентов: агенты производителей; полномочные агенты по сбыту (являются как бы отделом сбыта, но не входят в структуру фирмы производителя); агенты по закупкам (чаще занимаются подбором нужного ассортимента) .

Правовой основой их деятельности служит агентское соглашение (агентский договор), заключаемый между принципалом и агентом. Основой такого договора выступают цена товара и размер агентского вознаграждения.

Основными конкретными формами агентирования являются следующие:

  • а) брокерство, - когда брокер (профессиональный деловой посредник при заключении сделок, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг) действует по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение;

136

  • б) комиссия, - когда агент выступает в качестве оптовика-комиссионера, который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию. Отношения сторон регулируются договором комиссии, заключаемым между комиссионером (агентом) и принципалом, который в таком случае выступает комитентом. При этом комиссионер совершает сделки в пользу и за счет комитента, но от своего имени. Размер вознаграждения при этом устанавливается в виде определенного процента от суммы сделки, или разницы между ценой, назначенной комитентом, и ценой, по которой комиссионер реализовал товар. Крупные комиссионные фирмы, наряду с посредническими, могут оказывать и другие виды услуг - принимать на себя ответственность за транспортировку, осуществлять страхование, гарантийное обслуживание и т.д.;
  • в) консигнация - относится к комиссионным операциям. Это вид торгово-посреднической деятельности, когда посредник - консигнатор (чаще всего - оптовик) продает товар со своего склада на основе договора-поручения (реже - консигнационного соглашения). Консигнатор обычно действует в сфере отношений между консигнантом и розничными торговцами. Он принимает у собственника - консигнанта товары на ответственное хранение с целью их последующей реализации (обычно оптом). Но при этом дает обязательство не продать, а лишь предложить товар потенциальному покупателю при первой же возможности (при упущенной возможности он обычно несет ответственность). Консигнационные склады сравнимы с российскими оптовыми базами;
  • г) оптовое посредничество - когда оптовые фирмы (в США на их долю приходится более половины оптового оборота) приобретают право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. Их доход складывается из разницы между оптовой ценой покупки товаров этой фирмой и оптовой ценой продажи (обычно - розничным торговцам).

Кроме оптовых фирм, оптовое посредничество может функционировать также в форме оптового дистрибъютерства (когда посредник - дистрибьютер, специализирующийся на приобретении товаров у производителей, реализует их (распределяет) своим постоянным клиентам, а также в форме снабженческого (торгового) дома.

137

  • д) дилерство - широко распространенная форма посреднических операций. К дилерам относятся посреднические структуры (юридические и физические лица), осуществляющие перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. Они могут по особому договору с продавцами предоставлять им информацию о рынке, рекламировать их товары, осуществлять послепродажное обслуживание реализуемых товаров. В специальных долговременных договорах взаиморасчеты могут строиться по принципу: принципал поручает дилеру заниматься реализацией принадлежащего ему (или производимого им) товара по цене "не ниже чем..". Именно эта цена и выплачивается дилером принципалу, если дилер сумеет реализовать передаваемый ему товар;
  • е) торговое маклерство, при котором торговый маклер - предприниматель-посредник - сам не участвует в заключении сделки, а только указывает на возможность ее заключения. Обычно его функции сводятся к тому, что он лишь сводит партнеров по сделке. Размер его предпринимательского дохода (маклерского вознаграждения) зависит от суммы заключенной сделки. Маклер занимается посреднической деятельностью при заключении торговых сделок на биржах (на российских биржах обычно ведет торги);
  • ж) коммивояжерство - когда предприниматель-посредник (коммивояжер) не только продает, но и доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). Это разъездные представители торговых фирм, предлагающие товары по имеющимся образцам. Они обеспечивают рекламу и создают новые каналы сбыта продукции, а также ее послепродажное обслуживание. Коммивояжерство было развито еще в дореволюционной России (только Московское общество насчитывало более двух сотен коммивояжеров, действовавших на всей территории России; накануне Октябрьской революции в стране действовало шесть крупных обществ);
  • з) биржевая торговля - представляет собой особую организационную форму оптовой торговли.

Торговля на товарных биржах осуществляется без предварительного осмотра по образцам или стандартным описаниям, при заранее установленных размерах минимальных партий. Различают несколько форм сделок, осуществляемых на товарных биржах: сделки с немедленной сдачей товара (сделки на наличный товар); форвардные сделки (сделки с поставкой товара в будущем); срочные сделки (заключаемые с целью по-

138

ставки товара по этой сделке в определенный срок: через 6 - 14 месяцев); онкольные сделки (вид операций, при которых покупка реального товара осуществляется без фиксации цены до тех пор, пока этого не потребует покупатель).

В последнем случае, продавец страхует себя операцией "хеджирование продажей"- (от "хеджировать" - ограждать, страховать себя от возможных потерь) При этом цена, по которой продавец закрывает хедж (хедж - страховка от ценовых рисков или фьючерсный контракт по страхованию от ценовых рисков), становится ценой покупки реального товара.

К особого вида биржевым сделкам относят опционы. Под опционом понимают сделку, при которой риск по сравнению с обычными фьючерсными (срочными) операциями ограничен. Ее содержание сводится к договорному обязательству купить (продать) товар или финансовые права по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода. Такая цена называется базисной, ценой исполнения опциона или ценой заключения сделки. В обмен на получение такого права покупатель опциона выплачивает продавцу определенную сумму, называемую премией.

Биржи - это посреднические структуры, без обращения к которым в странах с развитой рыночной экономикой не обходится ни один предприниматель. Однако если там главная функция товарных бирж - обслуживание клиентов, то в России их роль сводилась, главным образом, к контролю товаропроизводителей через каналы снабжения и посредством цен.

В последнее десятилетие перечисленные выше широко используемые в мировой практике виды и формы коммерческо-посреднической деятельности в той или иной степени получают распространение и в российском аграрно-промышленном комплексе. Многие сельскохозяйственные товаропроизводители, пытаясь разнообразить свою деловую активность, помимо основного производства развивают и коммерческо-посредническую деятельность. В настоящее время наиболее высокое развитие торгово-посреднические связи получили в Краснодарском и Приморском краях, Орловской, Астраханской, Белгородской, Тамбовской и Калужской областях.

139



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved