Тип предпринимательской деятельности определяется, главным образом, тем местом, которое предприниматель занимает в процессе удовлетворения потребительского интереса: производитель товара или услуг, либо посредник. С общегосударственной точки зрения, приоритетное значение имеет производительный тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. Однако на практике, в условиях рыночной экономики, этот тип предпринимательства не носит приоритетного характера, потому что уровень и качество жизни (удобство, комфорт) каждого человека в немалой степени зависят от уровня развития коммерческой деятельности посредников. Поэтому одной из наиболее распространенных разновидностей предпринимательской деятельности является коммерческо-посредническое предпринимательство.
Как форма инициативной деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода), коммерческо-посредническое предпринимательство предполагает оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей от непосредственного товаропроизводителя к его потребителю. Этот тип предпринимательства позволяет полнее и значительно быстрее удовлетворить потребности потребителя за счет образования более эффективных каналов распределения.
Таким образом, в наиболее общем виде основное содержание коммерческо-посреднического предпринимательства - операций
134
и сделок по купле-продаже (по перепродаже) товаров и услуг - сводится к максимальному удовлетворению запросов потребителей и достижению намеченного коммерческого успеха на основе:
- - определения оптимальных объемов закупки продукции для последующей ее продажи;
- - поиска и выбора наилучших партнеров среди поставщиков и покупателей;
- - определения оптимальных закупочных цен и цен реализации с учетом качества товаров, рыночной конъюнктуры, уровня конкуренции и совокупности других факторов.
Коммерческо-посредническая деятельность включает в себя такие основные элементы, как: материально-техническое обеспечение крестьянских и личных подсобных хозяйств за счет организации своевременной закупки сырья и материалов] продажа продукции этих хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий через организацию прогрессивных форм торговли на взаимовыгодных условиях; оказание комплекса дополнительных услуг по выполнению предпродажного, продажного и послепродажного сервиса. Эта деятельность может дополняться операциями по привлечению кредитных средств для финансирования сделки и последующим возвратом кредита с процентами за пользование им; получению и оплате услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции.
Основными принципами коммерческо-посреднической деятельности являются следующие:
- - тесные связи коммерции с принципами маркетинга;
- - умение предвидеть коммерческие риски;
- - гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
- - выделение приоритетов;
- - нацеленность на достижение конечного результата - прибыли;
- - ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;
- - проявление личной инициативы.
Недооценка каждого из них в коммерческой деятельности может привести к негативным результатам. Особенно важным в настоящее время для предприятий агропромышленной сферы представляется ведение коммерческой деятельности в соответствии с принципами маркетинга, предвидение рисков, а также
135
повышение ответственности за выполнение договорных обязательств.
Развитие (до определенных пределов!) коммерческо-посреднической предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере, как и в других секторах национальной экономики, ведет:
- - к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;
- - к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
- - к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров (удовлетворение уже выявленного покупательского спроса) и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей.
136