Актуальность, цель и задачи учебного курса
Переход экономики от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной и формирование многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности в России оказались сложными и трудными. Из множества объективных и субъективных причин катастрофического падения производства, инфляции, снижения жизненного уровня населения и нарастания социальной напряженности в обществе, одной из основных является то, что ни руководители высшего звена, ни директорский корпус, ни рядовые экономисты не были подготовлены к выполнению своих функций в условиях рыночных отношений.
В наибольшей степени разрушительному воздействию рыночной стихии подвергся аграрно-промышленный комплекс. Поэтому подготовка агроэкономистов новой формации, понимающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно использовать полученные знания на практике как на макро так и на микроуровне, имеет исключительно важное значение для России.
В последнее десятилетие, в стране коренным образом изменилась экономическая, информационная и правовая среда функционирования предприятий АПК. Сейчас у предприятий другие цели и задачи, иной характер деятельности, которая все более приобретает форму предпринимательского бизнеса. Появилось многообразие видов и организационно-правовых форм предприятий. Изменился характер их связей и взаимоотношений между собой и другими субъектами рынка.
Благополучие и коммерческий успех предприятий, получивших полную хозяйственную самостоятельность, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, полностью зависит от эффективности их хозяйственной деятельности. В таких условиях многократно возрастает роль как общих, так и
6
специфических экономических знаний субъектов хозяйственно-финансовой деятельности, умения эффективно использовать производственные факторы, методы и приемы предпринимательства.
В условиях рыночного хозяйства в качестве основных субъектов экономических отношений выступают предприниматели. Они решают вопросы ассортимента и объема выпуска продукции, выбора поставщиков и покупателей, формирования цен, привлечение кадров и т.д. От того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентоспособности, как внедряют достижения научно-технического прогресса, зависит могущество страны и уровень жизни ее населения. Поэтому сельским предпринимателям отводится основная роль в предотвращении полного развала АПК, стабилизации положения и постепенном преодолении кризисной ситуации в этом жизненно важном секторе национальной экономики.
Таким образом, в настоящее время предпринимательство рассматривается как крупнейшая и необходимая сфера деятельности активной и дееспособной части населения. При этом рыночная экономика, развитие товарного хозяйства и рынка рассматриваются как сфера и объект деятельности предпринимателей.
Предпринимательство выступает в качестве базового учебного курса, позволяющего студентам получить необходимое представление о профессиональной деловой активности как о целостном процессе, отдельные фрагменты которого расширенно изучаются в таких учебных курсах, как "Маркетинг", "Менеджмент", "Финансы", "Логистика" и др.
Основной целью дисциплины "Предпринимательство в АПК" является изучение экономической сущности сельского предпринимательства: рассмотрение его наиболее эффективных форм и организационно-хозяйственного механизма, раскрытие внутрикорпоративных отношений предпринимательского типа в АПК России.
Важнейшей задачей при этом является не слепое копирование или апологетика, а фундаментальное методологическое и методическое обеспечение зарождающегося профессионального предпринимательства, теоретическое осмысление его сущности, организационных форм и принципов применительно к условиям и особенностям современной России.
7
Ставится задача изучения всех сторон предпринимательской деятельности - с момента выбора ее организационно-правовой формы, формирования материальных и финансовых ресурсов до организации производства и сбыта продукции (включая вопросы разработки стратегии и тактики, ценовой политики, инновационной и инвестиционной деятельности, улучшения качества продукции, организации финансовой, природоохранной и внешнеэкономической деятельности, планирования, организации экономического анализа и т.д., а также процедуры банкротства и ликвидации предприятий).
Предмет и структура курса. Предметом курса "Предпринимательство в АПК" являются принципы и методы последовательных, логически взаимосвязанных и новаторских действий, совокупность которых представляет собой эффективные и целостные бизнес-процессы, осуществляемые субъектами экономических отношений - производителями товаров или услуг в конкретном деловом пространстве АПК России.
То есть в учебном курсе рассматриваются принципы, методы и логика осуществления предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере на профессиональном уровне. Основное внимание уделяется рассмотрению отраслевых особенностей предпринимательства, его правового и экономического регулирования; взаимоотношениям предпринимателей с финансовой системой и их коммерческой деятельности; оценке и управлению риском; информационному обеспечению предпринимательской деятельности; социальной ответственности и этике предпринимателя; оценке предпринимательского успеха и т.д.
Изучение предмета, как и обучение предпринимательству вообще, включает в себя: а) усвоение понятийного аппарата и освоение инструментов, составляющих основу деятельности любого предпринимателя; б) изучение самого содержания творческого процесса предпринимательской деятельности в аграрно-промышленном комплексе России в ее различных возможных вариантах.
Методологические основы, и методы изучения курса. Методология и методика изучения дисциплины "Предпринимательство в АПК" аналогичны используемым при изучении любых других экономических наук: методологическая основа - материалистическая диалектика (изучение всех явлений и процессов в динамике; возникновение и развитие их во взаимосвязи и взаимообусловленности, в переходе от количества
8
к новому качеству, в борьбе противоположностей и т.д.); наиболее общие методы изучения - индуктивный (когда на основе отдельных фактов приходят к общим выводам) и дедуктивный (ведение исследования от общего к частному). Среди конкретных методов изучения экономических наук - прежде всего статистический (сбор и обработка массовых данных о явлениях или процессах; группировки; индексы; корреляционный анализ и т.д.); монографический (детальное изучение какого-либо одного явления или процесса); расчетно-конструктивный (главным образом, для определения перспектив развития); экспериментальный (для определения экономической эффективности); экономико-математический (нахождение оптимальных значений множества взаимосвязанных переменных).
Что касается методов обучения, то следует иметь в виду, что содержание и формы традиционных методов, нацеленных на усвоение "готовых" знаний обеспечивают степень усвоения материала в лучшем случае на 30-50% и не решают проблемы умения применять полученные знания на практике, не дают навыков самостоятельного приобретения знаний. Для обучения предпринимательству необходимы новые образовательные технологии и методики. Изучение экономических наук должно базироваться на преимущественном использовании активных методов обучения, развивающих творческий потенциал, и на максимальном приближении к практике. В частности, использование так называемого "недирективного обучения" (проблемного метода обучения) или метода обучения на основе конкретных ситуаций ("case-study") позволяет сочетать индивидуальную, групповую и межгрупповую формы работы, разделение на рабочие группы и команды, отстаивающие свой подход к решению конкретных предметно-практических задач и проблем и т.д.
9