Основными задачами государственной политики в области внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе являются упорядочение и постепенное сокращение импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта.
В этих целях на федеральном и региональном уровнях осуществляются следующие меры:
- - тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций, направленное на защиту внутреннего рынка и отечественных производителей сельскохозяйственных и продовольственных товаров, при необходимости в соответствии с международными правилами и федеральным законодательством могут вводиться квоты на закупку отдельных видов сырья и продовольствия по импорту;
- - предусматривается возможность создания преференциальных таможенных режимов на ввоз сельскохозяйственного и пищевого сырья для производства продуктов питания и пищевкусовых товаров (сахара-сырца, масло-жирового, чайного и табачного сырья, какао-продуктов, кофе в зернах, орехов, виноматериалов), а также на технологическое оборудование, запасные части и тароупаковочные материалы, спрос на которые не удовлетворяется отечественной промышленностью;
- - стимулирование интеграционных и кооперационных связей с зарубежными партнерами, и прежде всего с государствами-участниками СНГ, на основе межгосударственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, а также прямых связей между предприятиями агропромышленного комплекса и иностранными фирмами;
- - государственное содействие созданию совместных предприятий, развитию торгово-экономических связей на основе формирования общего аграрного рынка государств - участников СНГ;
- - расширение экспорта продукции агропромышленного комплекса и развитие экспортной инфраструктуры.
Главным направлением создания общего аграрного рынка государств - участников СНГ является координация аграрной
77
политики и реформ на селе, обмен опытом в развитии сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, перерабатывающих отраслей промышленности; углубление интеграции с другими государствами Содружества по решению актуальных проблем агропромышленного производства путем формирования и реализации межгосударственных программ; поэтапное формирование единой таможенной территории и проведение согласованной таможенной политики в области торговли сельскохозяйственными товарами; развитие производственной кооперации и других форм сотрудничества.
Предусматривается расширение научно-технических и экономических отношений в агропромышленном комплексе со всеми странами мира. В этих целях целесообразно развивать экономически взаимовыгодные поставки машин и оборудования, запасных частей, продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья путем установления прямых и кооперационных связей с использованием современных технологий для выхода на рынок третьих стран, развивать инвестиционное сотрудничество, создавать совместные предприятия, принимать долевое участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке, а также в создании совместных структур в сети оптовой и розничной торговли.
Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" предусмотрен ряд мер по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности в сфере агропромышленного производства.
В частности, установлено, что экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляются с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В соответствии с этим Правительство Российской Федерации принимает меры:
- - защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- - по стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.
Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин до такой степени
78
и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения.
В качестве конкретной меры государственного регулирования в этой области могут использоваться так называемые пороговые цены, на основе которых определяются таможенные пошлины. Пороговая цена рассчитывается на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке Российской Федерации на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Кроме того, в порядке государственного регулирования часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, направляется на государственную поддержку агропромышленного производства.
Несмотря на то, что меры государственного регулирования агропромышленного комплекса и государственной поддержки сельских товаропроизводителей постоянно находятся в центре внимания государственных органов власти, следует признать, что на современном этапе большинство таких мер остается не более чем декларацией о намерениях. По существу, отечественное сельское хозяйство пока остается незащищенным против угрозы экспансии импортных товаров.
79