Профессионально-методическая подготовка студентов в педагогическом вузе и университете складывается из усвоения ими теории обучения школьников русскому языку и из овладения умениями научить детей пользоваться русским языком в разных сферах его применения. Теоретическую подготовку студенты получают на лекциях, спецсеминарах, спецкурсах, закрепляют ее при написании курсовых и дипломных работ. Основной формой обучения является лекционный курс, формирующий у них методическое мышление - оперирование методическими понятиями, понимание реальной учебной ситуации и применение методических знаний в разных, нередко меняющихся условиях. Практическая подготовка студентов реализуется на практических и лабораторных занятиях, а также во время педпрактики.
Теоретико-методическая подготовка студентов призвана:
- - вооружить их фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и воспитания детей средствами своего предмета;
- - научить сознательно создавать свой собственный опыт преподавания русского языка;
- - сформировать у будущих учителей умение отличать действительно ценное в опыте других от псевдонового.
В теоретико-методическую подготовку студентов входят следующие типы методических знаний о процессе обучения русскому языку в средней школе, а именно:
- - об особенностях методики преподавания русского языка как науки;
- - о целях, содержании, методах и организационных формах обучения школьников русскому языку в средней школе;
- - о средствах обучения и способах их использования в учебном процессе;
- - об особенностях усвоения детьми сведений о языке;
- - о различных уровнях изучения русского языка в школе;
- - об особенностях преподавания русского языка в разных условиях обучения и в разных типах средних учебных заведений;
- - об учителе русского языка и о его возможностях в деле повышения языковой грамотности учащихся в школе.
3
Методика преподавания русского языка по всем этим направлениям накопила огромный теоретический и практический материал. Развитие методики преподавания русского языка шло по линии выявления новых методических понятий и создания для их называния новых терминов, разработки новых концепций обучения, переоценки прошлого опыта школы, вклада методистов русского языка и осмысления нового опыта школьных учителей.
В предлагаемой читателям - студентам и учителям русского языка - книге излагается в систематизированном виде теория методики преподавания русского языка с учетом новейших ее достижений.
В учебном пособии раскрываются общие вопросы методики преподавания русского языка, которые охватывают весь учебный процесс, рассматриваются методика изучения разделов науки о языке и методика развития речи учащихся, а также описываются уровни изучения языка и контроля за его преподаванием.
Во всех разделах в той или иной мере отражаются основные этапы разработки соответствующей проблемы, приводятся примеры организации учебного процесса. При рассмотрении вопросов изучения разделов науки о языке материал дается обобщенно в связи с тем, что между соответствующими методиками имеется больше общего, нежели отличий; в пособии нет отдельных глав, посвященных конкретным методикам. В разделе о методике развития речи введены главы, посвященные всем видам речевой деятельности, а также работе над литературными нормами.
Теоретико-методическая подготовка студентов, как сказано выше, реализуется в лекционном курсе. Данная книга служит студентам пособием к нему.
4