Глава ХIII

РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В X-XI КЛАССАХ

Русский язык на специальных уроках в старших классах

Русский язык в учебном плане для старших классов общеобразовательной школы теперь не является факультативным учебным предметом. Во многих регионах России русский язык включается в учебные планы как обязательный школьный предмет. Содержание работы по русскому языку в X-XI классах определяется несколькими программами, которые имеют разную целевую направленность: одни из них предназначены для общеобразовательных школ, другие - для классов гуманитарного профиля, третьи -для факультативов.

Для общеобразовательных школ утверждены следующие программы:

  • 1) Русский язык в X-XI классах общеобразовательных учреждений (сост. А.И. Власенков);

    315

  • 2) Русский язык в X-XI классах: Логико-предметные категории и способы их выражения в языке и речи (сост. М.Т. Баранов);
  • 3) Русский язык в старших классах: семь программ по выбору (сост. М.Т. Баранов).

Для классов гуманитарного профиля утверждены такие программы1:

  • 1) Культура речи и стилистика. Программа для X-XI классов (сост. Ю.С Пичугов, Т.А. Костяева, Т.М. Пахнова);
  • 2) "Живой как жизнь" (Общие сведения о языке). Программа для X-XI классов (сост. Т.Е. Перова);
  • 3) Основы редактирования. Программа для X-XI классов (сост. Т.М. Пахнова);
  • 4) Основы словесности: (От слова к словесности). Программа для X-XI классов (сост. А.И. Горшков);
  • 5) Основы риторики: (От мысли к слову). Программа для X-XI классов (сост. А.К. Михальская);
  • 6) Основы риторики. Программа для X-XI классов (сост.Ю.С. Пичугов);
  • 7) Церковнославянский язык (сост. А.А. Плетнева, А.Г. Кравецкий).

Для разных форм углубленного изучения в X-XI классах утверждены программы:

  • 1) Русское правописание: Орфография и пунктуация (спецкурс для X-XI классов) (сост. С.И. Львова);
  • 2) Стилистика русского языка (для X-XI классов школ с углубленным изучением русского языка) (сост. С.С. Вартапетова);
  • 3) Словари как средство познания мира (факультативный курс для X-XI классов гуманитарного профиля) (сост. Е.Н. Тиханова);
  • 4) Родная речь. Программы для X-XI классов (сост. С.И. Львова, М.М. Разумовская);
  • 5) Русская речь: Лингвистика текста. Стилистика. Культура речи (сост. В.И. Капинос);
  • 6) Язык и речь. Программы для I-XI классов с углубленным изучением предмета (гимназии, лицеи, школы гуманитарного профиля (сост. В.И. Капинос, С.И. Львова, М.С. Соловейчик);
  • 7) Язык - человек - текст. Факультативный курс для лицеев (гимназий) гуманитарного профиля (сост. Л.Ф. Казакова).

Содержание программ различно не только по типам старших классов, но и по объему повторяемого материала: весь курс за V-IX классы в ускоренном темпе повторяется в X-XI классах (программа А. И. Власенкова) или какие-то его части рассматриваются

316

более подробно (программы В.И. Капинос, С.С. Вартапетовой и др.).

В старших классах наметились два подхода к повторению сведений о русском языке, изученных в V-IX классах: от языка к внеязыковой деятельности, обозначаемой средствами языка, и от внеязыковых реалий к языковым средствам, используемым для их обозначения. В первом случае повторяется строй языка и попутно учитель указывает, для какой цели служат языковые явления: звуки - для создания звуковой (материальной) оболочки слов и различения слов, слова - для называния реалий (существующих или воображаемых), морфемы - для создания многообразия новых слов, предложения - для обозначения ситуаций, текст - для передачи развернутой мысли.

Во втором случае за основу повторения курса русского языка, усвоенного в V-IX классах, берутся реалии окружающего мира и рассматриваются языковые средства, обозначающие их. Этот подход показывает язык с новой для детей стороны: они воочию видят реалии окружающего мира, например, логико-предметные категории (предметы, признаки, действия, количества; сравнения, противопоставления и т.д.) и разные способы их выражения средствами родного языка. Так, сравнение может быть выражено лексически (летел стрелой), синтаксически (Пруд как зеркало; Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела). Действие выражается не только глаголами, но и другими частями речи (беготня, замороженный).

При первом подходе при повторении "от единиц языка к их функциям" годятся те же методы работы, которые использовались в V-IX классах, но с усилением обобщений: сравнение и сопоставление, составление таблиц и т.д. Второй подход при повторении "от внеязыковой действительности (время, место и т. д.) к языковым способам ее выражения" предполагает: раскрытие смысла категории, выяснение основного языкового средства ее выражения, определение других языковых средств ее выражения. Помогает усвоению материала составление таблиц на такие темы, как "Время и языковые способы его выражения" и т.д.

Работа по русскому языку в X-XI классах на уроках литературы

На уроках литературы учащиеся пользуются как устной, так и письменной речью в процессе анализа художественного произведения и в своих ответах по заданию учителя об усвоении содержания и особенностей языка изучаемых текстов. Высказывания школьников - это разные по объему тексты, которые должны

317

представлять собой единство содержания и языкового оформления. По содержанию сообщения учащихся, во-первых, подчиняются теме, замыслу, ситуации; во-вторых, должны быть логичными, т.е. мысли в них располагаются по планам-схемам, свойственным функциональным типам речи - рассуждениям, описаниям и повествованиям. Эти положения, известные школьникам из курса V-IX классов, повторяются преподавателем в начале учебного года. От учащихся требуется соблюдение этих положений во время устного ответа. Содержание облекается в определенный набор языковых средств. В устной речи это соблюдение произносительных норм в словах, правильное интонирование синтаксических конструкций, употребление в собственной речи ученика выразительных средств, использованных автором в художественном произведении. Для закрепления произносительных норм, уже известных школьникам из курса V-IX классов, учитель в процессе изучения литературного произведения выявляет слова, произношение которых необходимо освоить, и составляет предварительно микрословник, над которым следует работать на уроке. Микрословник трудных для произношения слов фиксируется в тетрадях учащихся с заданием запомнить их произношение и потом включать в свои ответы. Одновременно происходит обогащение словарного запаса подростков.

Письменная речь старшеклассников на уроках литературы предполагает, во-первых, упрочение орфографических и пунктуационных умений и навыков, во-вторых, развитие связной речи в процессе изучения литературных произведений.

Работа по орфографии в X-XI классах

Методика повторения орфографии в старших классах разрабатывалась применительно к урокам русского языка, который был в учебном плане отечественной школы в 50-60-е гг. XX в. (В.П. Крымская, М.Н. Захарова, Г.Н. Приступа и др.). В настоящее время закрепление орфографических умений и навыков осуществляется в связи с подготовкой и написанием сочинений на основе изучаемых художественных произведений, а также в связи с оказанием индивидуальной помощи слабым учащимся.

Орфографическая подготовка учащихся к сочинениям. Работа по орфографии в этом случае складывается из следующих элементов: составления орфографических микрословников при анализе текстов художественных произведений и литературно-критических статей; использования микрословников в процессе написания сочинений; работы над орфографическими ошибками в сочинениях учащихся.

318

В орфографический микрословник прежде всего включаются литературоведческие термины, общественно-политическая и морально-эстетическая лексика, а также собственные имена и собственные наименования. Слова, относящиеся к этим группам слов, затрудняют учащихся и поэтому требуют наблюдений над их семантикой и правописанием. Они выписываются как при самостоятельном чтении (по заданию учителя), так и в процессе коллективного анализа изучаемых произведений. В записываемых словах орфограммы подчеркиваются, обозначаются условия их выбора, показывается сочетаемость с другими словами. Учащимся рекомендуется запомнить их правописание во время выполнения домашнего задания по литературе. При написании сочинений слова из микрословников используют в процессе подготовки плана и рабочих материалов. Учащимся разрешается пользоваться составленными словниками.

Существенную роль в совершенствовании орфографических умений играет работа над ошибками в сочинениях, проводимая на специальных уроках и самостоятельно по заданию учителя.

Индивидуальная помощь слабым учащимся. Такая помощь организуется на основе выяснения уровня их орфографической грамотности (для этого используется сочинение, которое дети пишут в начале учебного года) и составления программ работы для каждого учащегося.

Работа по пунктуации в X-XI классах

Работу по пунктуации необходимо продолжить и в старших классах, используя для этой цели и уроки литературы, и факультативные занятия, и индивидуально-групповые консультации по русскому языку. Каждый из этих путей в той или иной мере будет поддерживать выработанный на предыдущем этапе уровень пунктуационной грамотности.

Уроки литературы, естественно, не могут полностью обеспечить условия работы по пунктуации, но есть несколько видов занятий, которые, не мешая изучению художественного произведения, способны поддерживать достаточный уровень пунктуационной грамотности учащихся.

Письмо по памяти небольших отрывков из изучаемых произведений. Основное назначение этого вида работы заключается в проверке знания литературного произведения. Для заучивания целесообразно предлагать такие отрывки, в которых наиболее ярко проявляется особенность синтаксиса данного писателя. Письму по памяти должен предшествовать пунктуационный анализ предложений, из которых состоит заучиваемый отрывок. Его

319

можно провести коллективно на уроке или индивидуально учащимися дома.

Анализ синтаксических особенностей языка художественного произведения. Данный вид работы является частью анализа особенностей языка изучаемого произведения. Связать его с работой по пунктуации можно, используя списывание типичных отрывков и объясняя выбор знаков препинания. С этой же целью полезно писать небольшие диктанты на 4-5 мин, беря для них отрывки из изучаемых произведений.

Пересказы отрывков из изучаемых произведений. Проверка знания текста изученного произведения осуществляется разными способами. Одним из них является письменный пересказ (изложение). Письменный пересказ может быть подробным, сжатым и выборочным. Все перечисленные виды пересказов (изложений) целесообразно использовать для проверки знания текста произведения. Служа целям уроков литературы, эти пересказы (изложения) одновременно способствуют совершенствованию пунктуационных умений учащихся.

Подготовка и написание сочинений на литературные темы. Данный вид работы более всего способствует занятиям пунктуацией в старших классах, так как он менее всего связан с изучением литературного произведения. Ученик - автор сочинения - отражает в своем тексте свой собственный синтаксис. В этих условиях учитель может больше воздействовать на отбор синтаксических конструкций и на выбор необходимых смысловых отрезков для выражения тех или иных значений, которые диктуются темой, замыслом и адресатом сочинения. Работа по пунктуации при подготовке к сочинению приурочивается к составлению рабочих материалов; в них записываются, помимо всего прочего, смысловые отрезки, предложения, которые намечается использовать в сочинении. Естественно, ученик в этот момент работает и над пунктуационным оформлением записываемых предложений.

При написании сочинения учащийся должен заботиться не только о полноте и логичности изложения своих мыслей, но и о языковом оформлении, а это связано и с пунктуационным оформлением.

Работа над пунктуационными ошибками в сочинениях и изложениях (письменных пересказах). Она складывается из составления учителем листа учета пунктуационных ошибок, выбора среди них 4-5 типичных и частотных, подбора дидактического материала для специального урока. На нем учащиеся исправляют свои пунктуационные ошибки, объясняют выбор знаков препинания в записанных предложениях, затем выполняют упражнения, предложенные учителем.

320

Индивидуальные консультации учащихся по пунктуации

Консультации организуются во внеурочное время. Для этого вида работы раздельно приглашаются слабые и сильные учащиеся. Предварительно в начале учебного года проводится какая-либо контрольная работа (диктант, изложение, сочинение). По ее результатам комплектуются группа слабых и группа сильных учащихся. На основе результатов контрольной работы выясняются пунктуационные пробелы школьников. Для каждой группы учитель составляет программы помощи по пунктуации, которые доводятся до сведения детей. Затем намечаются сроки консультаций и последовательность работы школьников над своими проблемами. Дома учащиеся заучивают правила, выполняют упражнения.

На консультациях учитель отвечает на вопросы детей, проверяет письменное задание, разъясняет очередную норму и дает самостоятельную работу по пунктуации.

321


1 См.: Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. X-XI классы. - М., 1998.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved