ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы являемся свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые импульсы, способные оказать воздействие на исторический процесс, обращать его во благо людям.

Это объясняет появление обостренного интереса современной науки и философии к культуре как фактору социального развития. Ведь именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества, региона мира накладывают заметный отпечаток на социально-историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают судьбы мира с постижением всей современной культуры, культуры каждой страны, каждого конкретного народа.

Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и роль в этом процессе.

Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и разрушением экологической среды. Истончение озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение

274

океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь возникают вопросы: "Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизовать их отношения?"

В 1983 г. в Монреале состоялся XVIII Всемирный философский конгресс, который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии. В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров?

В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Вследствие неслыханной миграции населения экзотические духовные веяния опоясали земной шар, складываются и отлаживаются грандиозные кросс-культурные контакты. Стали нормой межнациональные браки. Нарастают экуменические волны. Идет интенсивный поиск межрелигиозного вселенского диалога. Может быть, важно противостоять этим тенденциям? Именно так рассуждают фундаменталисты. Не происходит ли порча великих заветов? Не рождается ли бессмысленная мозаика культурных веяний?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, культурологам необходимо обсудить исторические судьбы культур. Сохранится ли множественность культур? Будут ли они восприниматься как равноправные или останется некая иерархия культурных доминионов? Эти вопросы имеют еще один аспект: должны ли национальные культуры сохранить собственную суверенность или им предстоит образовать некую общепланетную, универсальную культуру?

Естественно, мы затронули в нашей книге лишь отдельные проблемы этой новой перспективной науки, которая все основательнее заявляет о себе.

275



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved