Кризис культуры обнаруживает себя в культурных демаркациях. Э. Гуссерль задается вопросом: к чему ведет то обстоятельство, что философский образовательный процесс охватывает все более широкие круги населения, и в первую очередь высшие, господствующие слои, менее погруженные в житейские заботы? По его мнению, это не просто вызывает однородное преобразование нормальной, в целом удовлетворительной, государственно-национальной жизни, а ведет к глубокому внутреннему расколу, который стимулирует переворот в культуре всего народа, во всей его жизни.
Собственно, конфликт разгорается между людьми, консервативно приверженными традиции, и философствующими. Этот конфликт обязательно переходит затем в сферу политической борьбы. Уже в самом начале пути философия подвергается преследованиям. Люди, преданные идеям, объявляются вне закона. Но тем не менее идеи оказываются сильнее любых сил, укорененных в опыте. Следует также учитывать, что переворот в культуре может расширяться, во-первых, потому, что развивающаяся универсальная наука становится общим достоянием народов, ранее чуждых друг другу, а во-вторых, потому, что новая общность, как научная, так и образовательная, объединяет многие народы.
Рассматривая отношение философии к традициям, Гуссерль отмечает, что здесь можно наблюдать две возможности. Традиционная ценность либо полностью отвергается, либо ее содержание принимается философией и, следовательно, пересматривается в духе философской идеальности. Религия являет собой яркий пример второго, хотя Гуссерль исключает "политические религии". Боги во множественном числе, всевозможные мифические силы - это объекты окружающего мира, существующие на том же уровне реальности, что и животное или человек.
В понятии Бога существенна единичность. Кроме того, по мнению Э. Гуссерля, реальность Бога как сущего и как ценности должна переживаться человеком как абсолютное внутренне обязывающее начало. Отсюда, полагает Гуссерль, возникает вполне понятное слияние абсолютности Бога с абсолютностью философской идеальности. В том общем процессе идеализации, который
141
совершает философия, Бог, если можно так сказать, логизируется и даже становится носителем абсолютного Логоса.
Иторическая мотивация, представленная даже в самых общих чертах, схематически, позволяет понять, каким образом несколько греческих чудаков смогли вызвать трансформацию человеческого существования и всей культурной жизни человечества, сначала в своей собственной, а потом и в соседних нациях. Ясно также, полагает Э. Гуссерль, почему отсюда могла возникнуть наднациональная общность совершенно нового типа. Имеется в виду, разумеется, духовный облик Европы. Новый, проистекающий из философии и основанных на ней наук, дух свободной критики, а также нормы, ориентированные на бесконечные цели, овладевают человечеством, создавая новые, бесконечные идеалы. По мнению Э. Гуссерля, "философия постоянно должна осуществлять - через европейского человека - свою роль архонта по отношению ко всему человечеству".
142