ГЛАВА 8
Два истока европейской культуры


Античная культура - культура Древней Греции и Рима - является основанием всей европейской культуры. Обычно, когда говорят об античной культуре, непременно подчеркивают ее гармоничность, но мало кто вспоминает о борьбе в ней двух мощных начал, на которые в свое время обратил внимание немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900), а именно - аполлонического и дионисийского. Это членение имеет отношение не к периодизации культуры, поскольку оба начала обнаруживают себя одновременно, и даже не к типологии культуры только. Философ попытался проникнуть в бытийственные основы культуры, показать ее корневые истоки, восходящие к человеческой природе.


Бытие культуры

Философское наследие Ницше с трудом поддается систематизации. Этому содействовал особый эссеистический стиль изложения, направленный на низвержение субстанционального дуализма ("теории духа миров"), метафизики, христианской морали. В литературе были попытки проследить эволюцию его взглядов по периодам: романтико-пессимистический (от "Рождения трагедии из духа музыки" до "Человеческого, слишком человеческого"), скептико-позитивистский ("Веселая наука", "Так говорил Заратустра" ), собственно ницшеанский.

Трактовка Ницше человеческой природы как ущербной явилась основанием для всей философско-антропологической традиции XX в. Определив человека как еще не установившееся животное, Ницше поднял важные философские вопросы о природе человека, о бытии человека, о культуре как средстве человеческой самореализации. Он пытался постигать мир из полноты целого, из полноты человеческого существа.

Повсюду в мировой истории, во всей истории человечества Ницше искал элементы такой универсальности, которая помогла бы ему преодолеть внутреннее страдание от общения с миром.

111

Неслучайно, в своих поисках он обратился к античной культуре. В частности, философ задумался над вопросом: какое значение имеет именно у греков трагический миф и чудовищный феномен дионисийского начала? Его интересовал истинный дух греческого искусства. Ницше казалось, будто греки в полной мере ощущали трагичность чувственного бытия. Человеку нужно, полагал Ницше, устремляться ввысь, в мир, который мог бы возвысить человека над страданием бытия. Следовательно, человек не должен оставаться человеком. Ему суждено стать сверхчеловеком. Однако, подобно тому, как существует мост между червяком и человеком, так возможен разрыв между человеком и сверхчеловеком.

Вся бесконечная человеческая жизнь от рождения до смерти оценивалась Ницше как не единственная. Тяга к универсальности - характеристика человеческого бытия. Здесь родилось сознание недостаточности одной земной жизни. Ницше так и не прояснил смысл своей идеи повторенных земных жизней в контексте духовной трактовки эволюционистских взглядов.

Философ полагал, что единичная земная жизнь восстает против признания ее единственной и самодовлеющей. Идея сверхчеловека предполагает преображение особенностей человеческой природы, например, всей структуры чувственности и культивирования новых, более совершенных форм жизни. Сверхчеловек призван уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. С этим постулатом связана критика христианства как многовековой традиции Европы с одной стороны, и апологетика зороастризма - с другой.

Естественное состояние человечества, по мысли Ницше, подвергалось порче со стороны христианства, которое сделало идеал из противоречия инстинктам самосохранения сильной жизни. Он оценивал христианство как высшую из всех мыслимых порчей. Культурфилософия Ницше сбрасывает с себя груз христиан-cкиx воззрений и устремляется в лоно нового - языческого - натурализма: культура осркдается не с позиции руссоистской "гармонической природы", а соизмеряется с принципом космической "воли к жизни" и "воли к власти". Именно так намеревался назвать свое программное сочинение Ницше. В процессе подготовки книги философ создал множество афоризмов, массу критических заметок. Этот материал появился в 1906 г. (уже после смерти Ницше он был издан Э. Ферстер-Ницше и П. Гастом).

112

В 1872 г. вышла в свет первая книга Ницше "Рождение трагедии из духа музыки".

113



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved