Было бы абсолютно неверно отнести машину к неорганическому миру на том основании, что для ее организации пользуются элементами неорганических тел, взятых из
81
механико-физико-химической действительности. В природе не существует неорганической машины, она существует только в мире социальном; Эти организованные тела появляются не до человека, как тела неорганические, а после человека и благодаря ему.
Таким образом, все говорит о том, что человеку, как подчеркивал Н.А. Бердяев, удалось вызвать к жизни и реализовать новую действительность, являющуюся свидетельством его страшной мощи. Это указывает на его творческое и царственное призвание в мире. Но она - и показатель его слабости, склонности к рабству. Машина, по словам русского философа, имеет не только социальное, но и космологическое значение. Она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека в обществе и космосе.
Но что означает техническая эпоха и появление нового космоса в судьбе человека? Может ли человек существовать лишь в старом космосе, физическом и органическом, который представлялся вечным порядком, или он может существовать и в новом, неведомом еще космосе? Можно ли рассматривать этот новый космос как материализацию и смерть духа и духовности, или он может иметь и иной смысл? Ставя эти вопросы, Н.А. Бердяев подчеркивал, что разрыв духа со старой органической жизнью, механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. "Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике, - писал Н.А. Бердяев, - неизбежно становится вопросом духовным... Технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума".
Техника, считал Н.А. Бердяев, отрывает человека от земли, она наносит удар всякой мистике земли, мистике материнского начала, которая играла огромную роль в жизни человеческих обществ. Актуализм и титанизм техники прямо противоположен всякому пассивному, животно-растительному пребыванию в материнском лоне, в лоне матери-земли. Техника истребляет уют и тепло органической жизни, приникшей к земле. Смысл технической эпохи заключается прежде всего в том, что она заканчивает теллурический период в истории человечества, когда человек определялся землей не в физическом только, но и в метафизическом смысле. Как писал Н.А. Бердяев, "совсем иначе чувствует себя человек, когда он чувствует под собой глубину, святость, Мистичность земли, и тогда, когда он чувствует землю, как
82
планету, летящую в бесконечное пространство, среди бесконечных миров, когда сам он в силах отделиться от земли, летать по воздуху, перенестись в стратосферу. Это изменение сознания теоретически произошло уже в начале Нового времени, когда система Коперника сменила систему Птолемея, когда Земля перестала быть центром космоса, когда раскрылась бесконечность миров".
Итак, по мнению Н.А. Бердяева, техника перестает быть нейтральной, она давно уже не нейтральна, не безразлична для духа и вопросов духа. Техника убийственно действует на душу, но она вместе с тем вызывает сильную реакцию духа. Техника делает человека космиургом. От напряжения силы его духа зависит, избежит ли человек гибели. Исключительная власть технизации и машинизации влечет именно к этому пределу - к небытию в техническом совершенстве.
83