О началах культуры

Есть немало ученых, которые ведут происхождение слова "культура" от древнего слова "культ". Они считают, что культура соприродна духовности, в том числе религии. Конечно, у разных народов представления о богах, а следовательно, и формы культа различны, и все же в них очень много общего. Некоторые

50

культурологи первоначальной формой религии считали фетишизм - культ неодушевленных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами - камней, деревьев и т.д. По мнению ученых, фетишизм был распространен у всех первобытных народов. Некоторые остаточные проявления его сохранились и в современных религиях: почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей в христианстве и т.д.

Помимо культа неодушевленных предметов, которые нелегко принять за божественные, поскольку реальные впечатления от куска дерева или грубо обтесанного каменного болвана не вызывают в сознании образ бога, существовало обожествление звезд, солнца, луны, моря, рек, природных стихий (бури, грозы, землетрясения и т.д.) - они больше подходили для обожествления и культового поклонения. Предметом поклонения являлись и родители в их живом образе, причем, при матриархате - женщины, в период патриархата - мужчины. По свидетельству русского философа В.С. Соловьева, религией предков жила в его время (вторая половина XIX в.) огромная китайская нация. Причем, известно, что когда религиозное чувство переносится на умерших предков, то с их культом связываются и нравственные элементы сыновней любви.

История человечества знает разные культы. Мы уже сказали о культах первобытных людей. В эпоху античности эти культы значительно усложнились, так как предметом религиозного поклонения стали государство, бог, человек, храмы и т.д. УСЛОЖНЯЛИСЬ и обрядовые действа - процессии, танцы, молитвы. Возникли тайные (мистериальные) культы орфиков, гностиков и т.д.

Вообще в античной культуре и культуре древнего Востока можно обнаружить множество конкретных культов: культ конкретных звезд, конкретных людей - героев, правителей и т.д. Но самое главное заключается в том, что все эти культы, верования именно в ту эпоху привели в разных странах к созданию всех мировых религий, которые дожили до наших дней. Вместе с ними родилась замечательная храмовая архитектура, живопись в форме иконописи, хоровая и инструментальная музыка (молитвы, песнопения - сольное и хоровое и т.д.). Как заметил В.С. Соловьев, если бы "красота греческого богослужения в Софийском соборе не произвела такого сильного впечатления на послов Киевского князя Владимира,

51

то, вероятно, Россия не была бы теперь православною". А ведь эта красота наиболее ясно и полно воплощала и выражала духовное содержание религии.

O близости культуры и религии, по мнению другого русского философа Н.А. Бердяева, свидетельствует символический характер культуры, который, как он полагал, культура получила от культовой символики. Все достижения культуры по природе своей символичны.

Итак, существует глубинная связь между культурой и культом. И дело здесь вовсе не только в родстве слов, в их этимологии. Речь идет о генезисе культуры, о ее исторической зависимости от культа как специфического феномена.

Однако культура не остается неизменной. Утрачивая свои исконные культовые, религиозные корни, она постепенно переходит в цивилизацию. В принципе в культурологии существуют две точки зрения на соотношение культуры и цивилизации. Так, Н.А. Бердяев, солидаризировавшийся в этом моменте с О. Шпенглером, склонен был различать их, в то время как теолог Ж. Маритен возражал против такого различия. Впрочем, эта проблема - до сих пор одна из наиболее серьезных в культурологии.

52



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved