ГЛАВА 4
Генезис культуры
Существует несколько теорий происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Рассмотрим те из них, которые сегодня признаются большинством исследователей в качестве достоверных.
Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции, в рамках которой отличие человека от животных усматривается прежде всего в способности к труду как целенаправленной и целесообразной деятельности. Предполагается, что происхождение (генезис) социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и сделал обезьяну человеком, стадо обществом, а природу культурной средой. Человек - творец культуры, разумное, умелое и общественное существо.
Согласно орудийно-трудовой концепции объяснения происхождения культуры, человек в трудовой деятельности выделился из животного мира. Теория происхождения человека изложена немецким мыслителем Ф. Энгельсом (1820-1895) в 1873 - 1876 гг. в статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", которая является одной из глав его работы "Диалектика природы". Анализируя данные многих ученых, занимавшихся до него проблемой происхождения человека, Энгельс сделал вывод: действительно, "в известном смысле" мы можем сказать, что "труд создал человека". Под трудом он понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению К.Маркса и Ф. Энгельса, в процессе труда у людей возникло сознание, а с ним и потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих
47
предпосылок - процесса труда и речи - огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. Деятельность человека породила культуру.
Социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности значительно расширяет пространство культуры. В этом отношении человек с самого начала выступает как общественное существо, т.е. как существо, образцы поведения которого заложены не в нем (т.е. генетически), а вне его, в социальной форме общения.
48