По выражению русского философа П.А. Флоренского (1882- 1937), природа и культура существуют не друг против друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не дается нам без стихийной своей подосновы, служащей ей средой и материей. Например, даже могучие технические сооружения, которые в известной мере противостоят природе, не были бы возможны без тех материалов, которые даны ею. Культура не рождается из воздуха, вне природы. В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, "возделываемое" культурой. Даже огонь - этот дар культуры - рождается из органики, из природного вещества. Человек как носитель культуры не творит ничего как бы из пустоты. Он лишь образует и преобразует природное, стихийное.
36
Вместе с тем русский философ признает, что природа никогда не дается нам без культурной своей формы, которая ограничивает ее и делает доступной познанию. Мы смотрим на зыбучие пески и воспринимаем их как пустыню, т.е. как нечто, известное нам в сравнении, допустим, с оазисом. Природа не входит в наш разум, не становится достоянием человека, если она не преображена предварительно культурной формой. П.А. Флоренский приводил такой пример. Мы видим на небе не просто звезды, а некое созвездие, скажем, Большую Медведицу. Но ведь название дано не природой. Это наблюдающий человек сквозь призму культуры разглядел в небе нечто, напоминающее ему огромную медведицу. Созвездие - это уже форма, приданная природе культурой. Здесь обнаруживает себя ряд предусловий созерцания - понятий, образов, схем, теорий, методов, которые она выработала.
Антиподом культурного человека является вовсе не "природный человек", а варвар - человек, не знающий культуры. Именно так античные греки называли тех, кто еще не вошел в лоно культурного творчества. Это слово они употребили позже по отношению к тем племенам, которые разрушили античность как колыбель европейской культуры. Разумеется, у тех варваров была своя культура. Но греки, переживавшие тогда высочайший взлет духа, окрестили их именно как врагов, отвергателей культуры. Варварство можно понимать как докультурное состояние - таков основной смысл, который придали этому слову древние греки.
И все-таки, если отнести к культуре только все внеприродное, то многие феномены культуры окажутся как бы несуществующими. Представим себе для примера культуру йога. В ней нет ничего надприродного. Йог развивает собственные психологические и спиритуальные, т.е. духовные, ресурсы. Однако достижения йогов, несомненно, входят в сокровищницу культуры. Психологическая культура йога - это крайний случай, так как человек имеет здесь дело с нематериальной средой - психикой. Однако разве только здесь мы сталкиваемся с невещественной культурой? Вся человеческая деятельность - это, в первую очередь, работа его сознания, а сознание, мысль - это и средство культурного творчества, и культурное явление одновременно.
В культуре всегда есть нечто конкретное: это совершенно определенный род и способ творчества. Каждый человек создает
37
зону собственного культурного творчества. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры. Однако все это не означает, будто нельзя употреблять понятие культуры как собирательное. Мы говорим "снега", но подразумевается и обобщающее понятие "снег". Культура вообще - понятие чисто абстрактное. Если бы однажды на Земле была установлена единая форма культуры, то это была бы также некоторая особая форма культуры, а не "культура вообще".
И тем не менее из того, что существуют лишь разные формы культуры, а не абстрактная культура, не следует, будто эти формы замкнуты в себе и недоступны влиянию других культур. Культура предстает перед нами как нечто чрезвычайно подвижное. В определенном смысле можно сказать, что это не просто некая совокупность готовых результатов и достижений, но прежде всего сам процесс человеческой жизни, творчества, развития деятельности человека как родового существа. Любую скульптуру мы воспринимаем не как какую-то каменную глыбу, а как воплощение духовного творчества ее создателя.
38