Переход от природного к надприродному

Культура - сокровищница созданных человеком объектов. Но как стал возможен этот необыкновенный переход от природного к надприродному? Немецкий философ К Ясперс (1883-1969), говоря о предыстории культуры, подчеркивал: "Мы ничего не знаем ни о созидающих моментах истории, ни о ходе духовного становления, нам известны только результаты. И на основании этих результатов нам приходится делать выводы. Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством; как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу".

В этом грандиозном переходе к культуре наиболее существенным является, по-видимому, следующее:

  1. Использование огня и орудий. Животное существо, не имеющее ни того, ни другого, мы никогда не примем за человека.
  2. Появление речи. Взаимопонимание животных достигается посредством спонтанного выражения ими каких-то их ощущений, и только человек способен выражать в речи и передавать при ее помощи смысл предметного мира, который является объектом его мышления и речи.

    35

  3. Способы насилия над самим собой, которые формируют человека, например, табу (запреты). В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы; напротив, он формирует себя посредством искусства. В известном смысле можно сказать, что природа человека - это его искусственность.
  4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в том, что люди осознают их смысл.
  5. Жизнь, формируемая мифами, с помощью образов, подчинение всего существования - семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы - этим образам, которые в нашем бесконечном толковании и углублении их являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия и дают ощущение укрытости и уверенности, - все это в своих истоках неразличимо.

36



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved