Нередко культуру определяют как "вторую природу". Такое понимание восходит к античной Греции. Античный философ Демокрит (V в. до н.э.) определял культуру как "вторую натуру". Правильно ли такое определение? В самом общем виде можно, разумеется, его принять. В то же время надо разобраться, действительно ли культура противостоит природе? Культурологи обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создана для человека, он же, неустанно трудясь, творил "вторую природу" - пространство культуры. В целом это самоочевидно...
Однако у такого подхода есть определенный изъян. Как природный человек, действуя в природе, может создавать нечто неприродное? По происхождению своему культура не может быть вне природы.
Прежде всего культура - это природный феномен хотя бы потому, что ее творец - человек - биологическое создание.
32
Кроме того, без природы не было бы культуры, потому что человек, живущий в природном окружении, созидает свой искусственный, рукотворный мир, используя ресурсы природы. В этом творении он раскрывает собственный природный потенциал. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Следовательно, культура есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Человек преодолевает органическую предопределенность своего вида и создает культуру. Многие животные могут делать нечто такое, что похоже на культуру. Пчелы, например, строят великолепное архитектурное сооружение - соты. Паук безошибочно мастерит орудие лова - паутину. Бобры строят плотину. Муравьи воздвигают муравейники. Выходит, существа создают нечто такое, чего в природе не было.
Но можно ли признать все это культурой? Заметим, деятельность живых существ, кроме человека, запрограммирована инстинктом. Да и едва ли ее можно назвать именно деятельностью. Они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. К свободной творческой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину, а паук не сумеет взять нектар с цветка. Бобер построит запруду, но никогда не объяснит, как он это сделал; он не сможет изготовить орудие труда. Следовательно, культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность.
Человек, для того чтобы создать культуру, должен был обрести некий дар, способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе. Такое неожиданное обретение выражено в древнем мифе об огне как первоначале культуры.
33