ГЛАВА 3
Осмысление феномена культуры


На международном конгрессе по культуре работало мною секций, "круглых столов", семинаров. Обсуждалось множество общих и частных вопросов. Точки зрения и определения, теории и гипотезы чаще всего не совпадали. Но почему-то никто не говорил о неудаче. Что-то все-таки объединяло эту разноязычную армию научных работников, обсуживающего персонала и корреспондентов.

- Меня не спросили, - пробурчал под нос старый сантехник, оказавшийся невольным свидетелем интервьюирования маститого ученого, затруднявшегося ответить на "простой" вопрос "что такое культура?" - Культура это исправный туалет. Еще в школе учитель говорил, что цивилизация начинается с канализации.

Не исключено, что он был недалек от истины.


Определение культуры

Почему же существует такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой разных сторон нашего социального бытия? Можно ли, вообще говоря, выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений?

В современном обществознании понятие "культура" относится к числу фундаментальных. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как "культура ума", "культура чувств", "культура поведения", "физическая культура", "культура речи", "культура общения" и др. В обычном словоупотреблении "культура" служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говорится о "культурных чертах", "культурных системах", развитии, расцвете и упадке культур.

Не случайно, как отмечают современные американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, ныне наблюдается

31

огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано семь определений культуры, то с 1920 по 1950 г. их число возросло до 150. Первое определение культуры, по мнению американских культурологов, дал английский этнограф Э. Тайлор (1832-1917).

В отечественной литературе сопоставление различных определений культуры позволило насчитать их более 400. Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами.

Что служит причиной такого многообразия трактовок? Прежде всего то, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Нас не должно смущать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, и подходы к культуре не одинаковы у разных исследователей. Культуру, как мы уже подчеркивали, изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, аксиологи, исследующие духовные ценности, антропологи... Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами. Может быть, в таком случае поможет самый общий взгляд на это явление? Пусть он будет как общий знаменатель. Самым меньшим по содержанию. Это сейчас не важно.

32



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved