Примитивны ли "примитивные" культуры?

Наличие множества разнородных культур составляет одну из примечательных особенностей современной жизни человечества. Поначалу европейцы столкнулись со своеобразием культур народов Африки и Индии, а затем и ряда других регионов мира: Океании, Америки, Австралии и т.д. Как оценить их необычность, непохожесть на все то, что окружает рядового европейца в его повседневности? Постепенно складывались три специфические, в известной мере полярные, трактовки культуры "примитивов".

Согласно первой из них, эти культуры рассматривались как своеобразные, радикально отличные от европейских и могущие дать человечеству набор альтернативных форм существования. С точки зрения второй трактовки, африканские и иные

18

культуры оценивались как "отсталые", "примитивные", архаические. Эти культуры и интерпретировались как далекая история европейской цивилизации, что означало: изучение тропических культур открывает путь к раскрытию многих теоретических проблем истории мировой культуры, ее происхождения и форм развития на ранних, архаических этапах.

Ученые пытались выявить некие универсальные мотивы, сюжеты, штрихи, которые свидетельствовали бы о единой судьбе человечества. Ранние и патриархальные культуры рассматривались как предвестие западной культуры.

В третьем случае неевропейские народы пленяли европейских исследователей не только своеобразием. Их культурные миры считались маршрутом по пути - магическому, малоизведанному, непонятному, - по которому европейская цивилизация не пошла, избрав другое направление развития. Это был нереализованный европейцами путь развития культуры.

Близость к природе, естественный ритм жизни представителей архаических культур, простые патриархальные связи между людьми, свобода от сложных социальных и технологических структур - именно эти черты поэтизировались европейскими художниками конца XIX - первой половины XX в., в частности, французскими художниками П. Гогеном и П. Пикассо, а также экспрессионистами. (Экспрессионизм - направление в литературе и искусстве первой половины XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства.) Особый мир экзотических культур мыслился как идеал для Запада. Выражая специфическую духовность островитян Таити, воссоздавая живописный современный эпос, П. Гоген усматривал в таком "опрощении" спасение.

Знакомство с тропическими культурами поставило перед исследователями множество вопросов. Предстояло выяснить, насколько точно воспроизводится дух архаических культур? И правы ли художники в идеализации островных и других примитивных культур? В какой мере в факте множественности культур проступают универсальные закономерности? Многочисленные исследования более поздних лет свидетельствуют о том, что начальные подходы, включая художественную практику, отражали не столько данную реальность, сколько стремление романтизировать "примитивы".

19

Такое понимание иных культур диктовалось не научной добросовестностью и тщательным изучением материала, а скорее усталостью от современного европейского рационализма, неприятием его. В архаических культурах видели протест против европейского мира, которого в них, конечно же, не могло быть. Эти народы не ведали о существовании Европы. Подлинные исследования были еще впереди, а необходимость в них была подхлестнута назревшими в самой Европе событиями - обострением национальных отношений.

20



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved